+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Выездная налоговая проверка: алгоритмы и порядок действий

Содержание

Выездная налоговая проверка: порядок проведения, оформление результатов

Выездная налоговая проверка: алгоритмы и порядок действий

Статья 89 НК РФ регламентирует порядок проведения выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:

    1. по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;
    2. налоговый орган, осуществивший постановку организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Объект выездной налоговой проверки:

  • финан­сово-хозяйственные операции налогоплательщика за весь отчет­ный период, но не более чем за три года, предшествующие на­значению данного вида проверки.

Предмет выездной налоговой проверки:

  • правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка проводится с использованием сплошного метода, посредством которого не только проверяются все документы налогоплательщика, имеющие отношение к уплате налогов, но и проводится инвентаризация имущества, осмотр (обследование) территории и помещений налогоплательщика, используемых им для извлечения прибыли (дохода).

В ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудни­ки налоговых органов имеют обширные процессуальные права, в частности:

    1. изымать документы, свидетельствующие о факте на­логового правонарушения;
    2. вызывать и допрашивать свидетелей;
    3. привлекать специалистов и (или) переводчиков;
    4. привлекать по­нятых;
    5. назначать экспертизу.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

решения о проведении  выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налоговые органы не вправе проводить:

    1. 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
    2. в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Сроки выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, при этом порядок календарного исчисления сроков, установленный статьей 6.1 НК РФ, не применяется

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика (проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов).

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать 1 месяц.

Подробнее приостановлении выездной налоговой проверки

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

  1. истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ;
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  3. проведения экспертиз;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Повторная выездная налоговая проверка

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей статьи, не действуют.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

    1. вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
    2. налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 НК РФ.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/viezdnaya-nalogovaya-proverka-poryadok-provedeniya-oformlenie-rezultatov

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Выездная налоговая проверка: алгоритмы и порядок действий

Выездная налоговая проверка является разновидностью налогового контроля с присущими ей особенностями. Так, она может проводиться по месту нахождения налогоплательщика, и инспекторы имеют право проверять несколько налогов. Если избежать выездной проверки ИФНС все же не удалось, рекомендуем вам ознакомиться с главными нюансами такой формы контроля.

Выездная налоговая проверка в 2018 году: список особенностей

Право ИФНС на выездную проверку

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Итоги

Выездная налоговая проверка в 2018 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2018 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);

Когда налоговая проверка может охватывать период, превышающий 3 года, читайте в материалах «Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет» и «Вправе ли налоговый орган проверить текущий год?».

  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС в срок до 28.02.2019 об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения.

Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик.

В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы.

Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

См. также: «Выездная проверка обычного “физика” на дому — это законно?».

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

См. материал «Продление выездной проверки нельзя оспорить?».

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ.

Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/vyezdnaya_nalogovaya_proverka/poryadok_provedeniya_vyezdnoj_nalogovoj_proverki_nyuansy/

Выездная и камеральная налоговая проверки — особенности и порядок действий в 2019 году

Выездная налоговая проверка: алгоритмы и порядок действий

Любое предприятие, компания или организация, работающая на территории России, обязана платить налоговые сборы, регистрировать свои доходы, сдавать отчетность. Контроль со стороны государства в отношении физических и юридических лиц. ИП, ООО и др. по состоянию на 2019 год осуществляют органы налоговой инспекции.

Именно сюда обращаются люди и организации для оформления налогового вычета или возврата, подачи декларации, ликвидации предприятия или ООО. На основании полученной информации сотрудники ФНС уполномочены провести расследование и подписать акт налоговой проверки.

Что это за документ, каков порядок проведения проверки, какие виды исследования бывают, какой отдел налоговой инспекции занимается проверочными работами, какой период времени может быть охвачен специалистами при исследовании материалов компании или предприятия? Все эти вопросы мучают многих россиян не один год.

Чтобы ответить на них, нужно внимательно изучить налоговое законодательство РФ на 2019 год. Важно знать не только положения и статьи НК, но и владеть информацией о последних нововведениях в отрасли, принятых поправках и изменениях, приказах и постановлениях российского правительства.

Однако наличие широкой теоретической базы не гарантирует, что при возникновении сложных правовых задач, вы сможете грамотно применить знания на практике.

Эффективным решением для тех, кто хочет понять, что такое камеральная и выездная проверка налоговой инспекции, выяснить срок и порядок проведения исследований, изучить, как подать возражение на акт налоговой проверки, станет своевременное обращение за консультацией к опытному юристу в режиме онлайн. Специалист знает все нюансы действующей налоговой системы на 2019 год, поэтому сможет дать эффективные советы и рекомендации, разработать индивидуальный алгоритм действий для защиты собственных прав, если сотрудники ФНС нарушают порядок проверки, используют необоснованный мораторий и т. д.

Особенности проведения камеральной налоговой проверки

Законодательство обязывает органы ФНС следить за тем, как россияне, ИП, ООО и юридические лица соблюдают НК РФ, правильно рассчитывают ставки налоговых сборов, осуществляют оформление вычета или возврата средств сотрудникам за прошедший налоговый период после подачи декларации. Изучая Налоговый кодекс, который действует весь 2019 год, нельзя найти четкого определения понятия «камеральная проверка». Однако в статьях НК есть признаки, характеризующие данный вид исследований. Основными признаками камеральной налоговой проверки являются:

  • ее проведение в налоговых органах без выезда на предприятие;
  • ее осуществление после подачи декларации о доходах или уведомления о ликвидации ООО;
  • организация исследования без наличия специального разрешения или постановления высших должностных лиц ФНС;
  • метод проверки должен заключаться в анализе информации и представленных документов;
  • акт налоговой проверки должен быть вынесен не позже, чем через три месяца после получения декларации или уведомления о ликвидации компании.

Камеральные проверки не плановые. Они проводятся по факту получения налоговой декларации. Сдавать отчет компания или предприниматель может поквартально, а также ежегодно. Помимо этого, подача декларации в органы ФНС нужна для оформления социального вычета, возврата части налога или выплаты поощрения работникам. Если декларация от ООО поступила для получения налогового вычета или возврата, а параллельно с ней в ФНС поступило грамотное заявление и комплект документов, то закон по состоянию на 2019 год, обязывает должностных лиц проверти камеральное исследование, и вынести акт налоговой проверки в течение месяца.

Нередко сотрудникам налоговой инспекции нужны пояснения в отношении каких-либо данных. С целью получения разъяснений налогоплательщика могут вызвать в отдел, где принимают декларации и уведомления о ликвидации предприятий.

Если компания довольно крупная, и имеет в штате более 100 человек, то декларации всегда подаются в электронном виде.

Чаще всего именно в таких случаях ФНС требует пояснений от бухгалтеров, которые осуществляли выплаты, регистрацию прибыль, оформление вычета и т. д.

Этапы камеральной проверки в Налоговой службе в 2019 году

На законодательном уровне нет строго регламентированной последовательности действий при проведении камеральной проверки после получения декларации от ИП или ООО.

Однако существующая правовая практика устанавливает, что первым шагом при проведении проверочных работ является прием документов. На этом этапе должностное лицо обязано проверить реквизиты и правильность заполненных лицом данных.

Вторым шагом станет изучение материалов и документации. А завершающим этапом станет оформление результатов и вынесение заключения.

Необходимо понимать, что камеральная проверка преследует несколько важных целей. Уполномоченными сотрудниками ФНС проверяется:

  • полнота сведений в декларации;
  • своевременность подачи отчетности;
  • точность расчетов при оформлении вычета или возврата средств;
  • обоснованность применения налоговых льгот;
  • правильность вычисления налоговой базы и ставки сборов.

Если в результате изучения материалов, будут определены ошибки или неточности, лицо получит пять дней для внесения исправлений или уточнения сведений. Данный порядок предусмотрен НК по состоянию на 2019 год. Чтобы при заполнении декларации о доходах, предоставлении налогового вычета и других льгот, избежать распространенных ошибок, надо использовать актуальный на 2019 год образец документа. Ориентируясь на пример, можно легко составить свой вариант по аналогии, исключив распространенные правовые ошибки и отрицательные последствия. Образец можно скачать на сайте налоговой службы.

Результаты камеральной проверки и введенный мораторий для компании будут аннулированы, если сотрудник ФНС в установленный срок не уведомит лицо о необходимости предоставления уточнений, или нарушит порядок заполнения уведомления.

Если вы считаете итог камеральной проверки несправедливым, а решение необоснованным, надо защищать свои права. Для этого следует подготовить специальное возражение. Можно привлечь к процессу квалифицированного юриста, который возьмет на себя юридическое сопровождение процедуры.

Акт налоговой проверки и порядок его обжалования

Когда в результате проверочных работ ФНС обнаружит ошибки и неточности, уполномоченные сотрудники должны будут подготовить заключительный акт.

В течение пяти рабочих дней после его подписания документ будет оправлен лицу, подавшему декларацию с просьбой о предоставлении вычета за прошедший налоговый период или заявление о ликвидации ООО.

Встречаются ситуации, когда ИП или руководитель компании уклоняются от получения акта. При таких обстоятельствах документ будет отправлен заказным письмом по адресу регистрации фирмы.

Получив акт, у соискателя будет 15 дней на подачу возражения. Обжалование заключения ФНС — сложный процесс, требующий специальных знаний законов, по состоянию на 2019 год, а также ответственного подхода.

Возражение подается в случае, если налогоплательщик не согласен с итоговым заключением или отдельными положениями акта.

Законом устанавливается, что гражданин вправе в отведенный срок предоставить органам ФНС письменные доказательства своей правовой позиции и обоснованные аргументы возражения.

Бесплатная круглосуточная поддержка юриста по телефону:

Мск +7 (499) 938-51-18, СПб +7 (812) 425-69-08, РФ 8 (800) 350-83-46 (звонок бесплатен)

Изучив НК РФ, который действует в стране весь 2019 год, можно отметить, что законом не предусмотрено условий для приостановления камеральной проверки. Однако российское правительство отдельным документом закрепило возможность продления сроков камеральной проверки. Задержать решение по исследованию налоговой декларации, отдел, занимающийся вопросом, может не более чем на один месяц.

Если налоговая инспекция примет решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, то до вступления этого решения в силу лицо сможет в апелляционном порядке обжаловать документ. Передача и принятие акта к исполнению должно проводиться в течение 10 рабочих дней. Нарушение установленных сроков влечет усугубление ситуации и наложение налоговых санкций.

Алгоритм и срок проведения выездной налоговой проверки

В Налоговом кодексе также можно встретить понятие выездной налоговой проверки. Она характеризуется те, что проводится по месту нахождения налогоплательщика.

Также характерным признаком этого вида исследований является наличие официального решения ФНС, принятого по установленной форме. Срок проведения выездной налоговой проверки ограничен двумя месяцами с момента подписания решения.

Сотрудникам ФНС предстоит провести тщательный анализ всех имеющихся документов, и при необходимости, запросить дополнительные материалы.

Максимальный период, который может быть охвачен при выездной проверке налогоплательщика, составляет три прошедших года. Очень важно понимать, что при выездном исследовании, сотрудники налоговой службы обязаны помнить о существующих ограничениях, регламентированных на законодательном уровне. Закон запрещает:

  • проводить более двух проверок одного вида налога за один налоговый период;
  • организовать выездную проверку одного лица дважды за календарный год;
  • проверять период, свыше трехлетней давности.

План выездной проверки утверждается руководителем налогового органа на основании имеющейся информации, фактов и результатов камерального исследования. Плановые выездные мероприятия, чаще всего, проводятся раз в квартал. Иногда ФНС может принять решение о проведении внеплановой проверки.

Ориентируясь на количество и виды налогов, по которым будет проведено исследование, выездные проверки бывают комплексные и тематические.

Решение о проведении выездной налоговой проверки — это официальный документ, который должен отвечать ряду требований и условий.

В нем обязательно должно быть указаны реквизиты плательщика сборов, предмет проверки и период, за который нужно будет отчитаться.

Кроме изучения документальной базы, сотрудники налоговой инспекции вправе проводить осмотр территорий, осуществлять инвентаризацию имущества, проводить опрос свидетелей, привлечь экспертов и т. д.

Источник: http://ImeetePravo.com/nalogi/vyiezdnaya-kameralnaya-nalogovaya-proverka.html

Выемка документов при налоговой проверки: как происходит, правовое регулирование

Выездная налоговая проверка: алгоритмы и порядок действий

Распространенной ситуацией при проведении выездных налоговых проверок является выемка сотрудниками ФНС имеющейся документации предприятия.

При этом далеко не всегда таковые действия могут соответствовать действующему законодательству.

Рассмотрим, когда и как может проводиться выемка документов при выездной налоговой проверке, а также на каких основаниях и в каком порядке проводиться данная процедура.

1. Выездная налоговая проверка: что это, правовое регулирование 2. Выемка документов при выездной налоговой проверке: основания и законы 3. Что делать при выемке документов налоговой

Проверки субъектов хозяйственной деятельности проводятся контролирующими службами на основании положений Налогового кодекса. Предусмотренные законом виды проверок, подразделяющие их на камеральные и выездные, рассматриваются статьей 87 НК РФ.

Вопросам же, которые касаются непосредственно ведения выездных проверок, посвящена статья 89 НК РФ.

Данная статья в полной мере регулирует перечень ситуаций, в которых может проводиться таковая проверка, а также спектр возможностей сотрудников ФНС и их прав и обязанностей в данной ситуации.

В частности, выездная налоговая проверка проводится с целым рядом процессуальных требований. Нарушение таковых может являться основанием для признания незаконной всей процедуры проверки и, как следствие – недействительности полученных в её ходе результатов. К таковым требованиям относится:

  • Проведение выездной проверки по одним и тем же налогам, и сборам должно проводиться на одном и том же предприятии не чаще 2 раз в течение одного календарного года.
  • Проверка затрагивает исключительно налоги и сборы за последние три календарных года ведения хозяйственной деятельности.
  • Выездные проверки не проводятся по отношению к периоду, за который на данный момент проводится налоговый мониторинг и к неоконченным периодам.
  • Максимальный срок выездной проверки, соответственно действующему законодательству, составляет 6 месяцев.
  • Выездные проверки проводятся в помещениях проверяемого лица и ведения хозяйственной деятельности, либо на территории налогового органа исключительно.

Это лишь основные нормативы, касающиеся непосредственно проведения выездных проверок. При их нарушении у предпринимателя имеются все основания оспорить проведения таковой проверки в судебном порядке, а также написать жалобу в прокуратуру на незаконные действия работников ФНС.

Соответственно, выемка документов, проведенная с нарушением регламента проверок, может также считаться незаконной. Более того, существует даже возможность получения компенсаций за причиненный соответствующей выемкой ущерб.

Выемка документов при выездной налоговой проверке: основания и законы

Нормативным документом, регулирующим возможность выемки документов и основные нормативы её проведения, является в первую очередь статья 94 НК РФ.

При этом проведение выемки, в соответствии с положениями данной статьи, должно производиться лишь в исключительных обстоятельствах, сопровождающихся соответствующим мотивированным постановлением должностных лиц налогового органа.

При этом есть целый ряд нюансов, при которых возможна выемка документов:

  • Выемка документов или предметов налоговой проводится лишь при наличии рисков уничтожения таковых объектов, утери, намеренной или непреднамеренной порчи и сокрытия.
  • Проведение выемки допускается исключительно в дневное время.
  • Выемка проводится в обязательном порядке в присутствии лица, у которого изымаются документы, а также при наличии понятых.
  • В первую очередь изымаются копии документов. Изъятие подлинников допустимо при отсутствии копий или расхождении информации в них с имеющимся копиями. При этом подлинники должны быть возвращены владельцу в течение пяти суток с момента выемки.
  • По совершенной выемке составляется протокол с перечнем изъятых документов.
  • Выемка документации и предметов допускается лишь в отношении таковых объектов, которые непосредственно относятся к конкретной налоговой проверке.

Важный факт

Выемка может проводиться как в добровольном, так и в принудительном порядке. Однако проводить данную процедуру без предложения предоставить требуемые документы добровольно – недопустимо. При этом принудительная выемка может сопровождаться при необходимости взломом и вскрытием запертых дверей и сейфов.

Следует помнить, что выемка документов не является основной процедурой при выездных налоговых проверках, а скорее исключительной мерой воздействия.

В целом же, истребование документов во время проверки может проводиться как при камеральных, так и при выездных проверках в соответствии с нормативами, закрепленными в положениях ст. 93 НК РФ.

Истребование документации необходимо для проведения налоговых расчетов и сверки всех имеющихся данных в случае наличия расхождений.

В то время как непосредственно выемка проводится при наличии сомнений в подлинности предоставленных документов, определенных расхождений в содержащейся в них информации или признаков иного нарушения действующего законодательства.

Что делать при выемке документов налоговой

Для многих субъектов предпринимательства сам факт выездной проверки с выемкой документов может оказаться шоком.

При этом нередки случаи, когда фактические права данных субъектов хозяйственной деятельности серьезно нарушаются сотрудниками налоговой именно благодаря незнанию руководством предприятия порядка проведения выемки документации.

Вкратце, для всех без исключения субъектов предпринимательства будет полезен следующий алгоритм действий:

  1. В первую очередь необходимо потребовать от налогового органа документации – постановления, которое должно быть составлено по форме и содержать мотивацию для проведения непосредственного изъятия документов. Проверить также необходимо и документы пришедших сотрудников ФНС.
  2. Перед началом процедуры выемки необходимо дождаться объяснения представителями налоговой процедуры выемки, а также прав и обязанностей всех присутствующих при ней лиц. Без такового разъяснения выемка может быть признана незаконной.
  3. Следует проверить присутствие двух понятых, а также ответственного за изымаемую документацию лица. При их отсутствии выемка является недопустимой.
  4. Необходимо проконтролировать изъятие документации, лишь прямо относящейся к конкретным налогам, по которым проводится проверка и пресекать попытки изъятия любых других предметов и документов.
  5. По окончании процедуры выемки должен быть составлен протокол, копия которого в обязательном порядке выдается руководителю или иному уполномоченному должностному лицу, при этом в оригинал протокола вписываются все его замечания.
  6. Весь процесс выемки рекомендуется сопровождать видеосъемкой – запретить её работники налоговой не имеют права, ни ссылаясь на тайну следствия, ни на защиту своей частной жизни, так как выемка документов не является следственным мероприятием, а исполнение рабочих обязанностей – частной жизнью.

В целом, процедура выемки редко соблюдается с полным исполнением регламента, поэтому в случае незаконных действий проверяющих, вся она может быть оспорена в суде. Именно поэтому в большинстве случаев налоговые органы не прибегают к принудительному изъятию документов, а лишь требуют предоставления их копий или оригиналов в рамках других статей Налогового кодекса.

(269 голос., 4,44 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/vyemka-dokumentov-pri-vyezdnoj-nalogovoj-proverke/

Ожидаем выездную проверку: к чему готовиться и как себя обезопасить

Выездная налоговая проверка: алгоритмы и порядок действий

Инспекторы собирают сведения о налогоплательщике задолго до начала выездной проверки. Данные берут из налоговых деклараций, результатов «камералок», а также из любых доступных источников. Это могут быть материалы встречных проверок, информационные ресурсы других ведомств (полиции, таможни, миграционной службы и проч.), и даже рекламные объявления.

Полученную информацию заносят в отчет, который называется «Заключение по результатам предпроверочного анализа». Там приведены значения по всем ключевым параметрам, таким как налоговая нагрузка на доходы, на расходы и на чистую прибыль, сумма убытков, уровень заработной платы и т д.

На основании заключения налоговики делают вывод, где кроются возможные нарушения, и что именно нужно искать в рамках выездной проверки. По сути предпроверочный анализ — это подготовительная работа, которая значительно облегчает и сокращает саму проверку.

Когда к налоговой проверке привлекают полицейских

Если предпроверочный анализ покажет, что налогоплательщик вызывает подозрения, то к участию в выездной проверке пригласят сотрудников органов внутренних дел.

Подозрительными (с точки зрения налоговиков) являются обстоятельства, указывающие, что НДС или акцизы необоснованно предъявлены к возмещению, либо уже возвращены или зачтены.

Также под подозрение попадают предполагаемые налоговые схемы. Ярким примером служит длинная цепочка продавцов и покупателей, в число которых входит одна или несколько фирм-«однодневок».

К последним, в числе прочего, относятся компании, зарегистрированные на номинальных учредителей, имеющие номинальных руководителей и т д. И если организация или предприниматель является звеном такой цепочки, то проверять этого налогоплательщика будут не только налоговики, но и полицейские.

Заметим, что подобный исход дела можно предотвратить, если заранее навести справки о своих контрагентов (например, при помощи сервиса «Фокус»).

Кроме того, подозрение вызывают факты, свидетельствующие о фиктивном банкротстве компаний и предпринимателей.

Наконец, в категорию подозрительных занесут налогоплательщиков, которые, узнав о надвигающейся проверке, в срочном порядке сменили адрес, учредителей или руководителей, начали реорганизацию или ликвидацию.

Подобные действия послужат безусловным поводом для привлечения к проверке сотрудников МВД.

Ограничения, которые должны соблюдать контролеры

Начав выездную проверку, инспекторы должны придерживаться определенных ограничений. Некоторые из них прямо не закреплены в Налоговом кодексе, но ФНС приводит их в своих рекомендациях.

Одно из таких ограничений касается решения о проведении проверки. В нем нужно указать предмет — либо проверка по нескольким налогам, либо проверка по всем налогам и сборам.

Указывать в качестве предмета отдельные вопросы применения налогового законодательства запрещается.

Например, нельзя написать, что предметом проверки является контроль за начислением амортизации основных средств или правильность признания доходов.

Еще одно ограничение установлено для периода, охваченного проверкой. В комментируемых рекомендациях четко сказано, что такой период должен состоять из целого числа налоговых периодов. Другими словами, если проверяется налог, по которому налоговым периодом признается год, инспекторы не могут назначить выездную проверку за квартал, полугодие и т д.

К тому же недопустимо начинать проверку раньше, чем закончится срок представления декларации за последний из проверяемых налоговых периодов. Значит, если налоговики решили проверить налог на прибыль за определенный год, начинать проверку нужно после 28 марта следующего года.

Также есть ограничение для случая, когда инспекторы проводят выездную проверку периода, за который представлена уточненная декларация. Согласно пункту 4 статьи 89 НК РФ налоговики вправе это сделать, даже если «уточненка» относится к более раннему периоду, нежели три года, предшествующие началу проверки. Но здесь есть условие: выездная проверка по «уточненке» не должна быть повторной.

Если же данный период ранее уже был проверен, то назначать проверку второй раз категорически запрещено.
На практике налоговики зачастую не соблюдают вышеуказанные ограничения. В такой ситуации налогоплательщик может оспорить результаты проверки, и в качестве аргумента привести комментируемые рекомендации.

На наш взгляд, у организаций и предпринимателей есть неплохие шансы одержать победу в суде.

Нюансы отдельных мероприятий налогового контроля

В ходе выездной ревизии инспекторы могут назначить различные контрольные мероприятия, такие как вызов свидетеля, осмотр помещения, выемка документов и предметов, экспертиза и проч. Каждое из этих мероприятий имеет свои особенности.

Показания свидетеля

Получить показания свидетеля можно не только в помещении инспекции, но и у него дома. Для этого необходимо предварительно заручиться согласием самого свидетеля, а также родственников, проживающих совместно с ним.

К слову, содержание будущего допроса рекомендуется держать в тайне от свидетеля, поскольку, цитируем: «раскрытие такой информации не позволит реализовать большую часть тактических приемов допроса, выработанных криминалистической наукой и апробированных на практике».

Осмотр

Осмотр помещений и территории проводится в случае, когда инспекторы располагают информацией о сокрытии выручки, занижении объемов и расценок строительства, о наличии неучтенных товарно-материальных ценностей, производственных мощностей и проч.

При осмотре должны присутствовать не менее двух понятых. Если во время осмотра подозрения проверяющих подтвердятся, они незамедлительно назначат инвентаризацию или выемку.

Для этих целей инспекторы мобилизуют дополнительных сотрудников ИФНС, а также технические и транспортные средства.

Выемка

В отношении выемки документов и предметов существует строгое ограничение: ее нельзя осуществлять в ночное время. Таковым считается период с 22.00 часов до 6.00 часов по местному времени. Это закреплено в статье 5 Уголовно-процессуального кодекса.

Экспертиза

Чаще всего экспертизу назначают, чтобы определить цену товара, основных средств, НМА и сметную стоимость строительства.

Помимо этого, экспертов привлекают, чтобы подтвердить или опровергнуть принадлежность товара к однородной группе, установить объем работ или услуг, либо количество произведенной продукции.

Наконец, нередко проводят почерковедческую, автороведческую и технико-криминалистическую экспертизу.

Привлекая экспертов, инспекторы обязаны соблюдать одно важное условие. Запрещается проводить экспертизу по вопросам бухгалтерского учета, правовым вопросам, а также иным вопросам, познаниями по которым должны обладать сами инспекторы.

Проверки цен по сделкам между взаимозависимыми лицами

Согласно действующим положениям Налогового кодекса, инспекторы проверяют рыночные цены по сделкам, которые признаны контролируемыми.

К категории контролируемых относятся сделки, заключенные между взаимозависимыми лицами и отвечающие определенным условиям (подробнее о контролируемых сделках читайте в статье «В Налоговом кодексе появился новый раздел о взаимозависимых лицах и рыночных ценах»).

При этом проверка рыночных цен, назначенная в отношении контролируемой сделки, не относится ни к камеральным, ни к выездным проверкам, а является отдельным видом контрольных мероприятий.

Но огромное множество сделок, заключенных между взаимозависимыми лицами, не отвечает критериям контролируемых. Означает ли это, что налоговики не будут проверять цены по таким сделкам? Нет, проверка цен возможна, но проводят ее в рамках обычной выездной ревизии. Об этом говорится в комментируемых рекомендациях.

Особое внимание инспекторы обратят на безвозмездную передачу товаров, работ или услуг, передачу залогодержателю права собственности на предмет залога при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, а также на оплату труда в натуральной форме.

Обнаружив подобные операции, работники ИФНС захотят выяснить, соответствует ли сумма, отраженная в налоговом учете, уровню рыночных цен.

При проверке будут использовать методы, предназначенные для проверки контролируемых сделок, а именно метод сопоставимых рыночных цен, метод сопоставимой рентабельности и другие (подробно об этом читайте в статье «Как рассчитать рыночные цены по новым правилам»).

Не исключено, что при выездной проверке налоговики обнаружат искусственно созданные условия для вывода сделки из разряда контролируемых. Тогда инспекторы признают сделку контролируемой и сообщат о ней в Федеральную налоговую службу, чтобы та назначила соответствующую проверку.

Что должно быть в акте выездной проверки

По окончании выездной проверки инспекторы оформляют акт в соответствии со статьей 101 НК РФ. Существуют четкие правила относительно того, какие нарушения могут быть зафиксированы в акте выездной проверки. Таких нарушений десять:

1) нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);

2) нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);

3) непредставление налоговой декларации (п. 1 ст. 119 НК РФ);

4) представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения (ст. 119.2 НК РФ);

5) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

6) неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);

7) cообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником (ст. 122.1 НК РФ);

8) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);

9) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ);

10) нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ).

Другие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки. Ревизоры должны указать их в акте, который составляется в соответствии со статьей 101.4 НК РФ и не имеет отношения к выездному контрольному мероприятию. Это нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями статьей 125 НК РФ, пунктом 2 статьи 126 НК РФ, статьями 119.1, 128, 129, 129.1, 129.3 и 129.4 НК РФ.
Документы, которые заинтересуют инспекторов в ходе выездной проверки

Учредительные документы (устав и (или) учредительный договор)
Приказы об учетной политике (в т.ч. утвержденные планы счетов, формы «первички» и регистров, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями и проч.)
Налоговые декларации (расчеты)
Регистры налогового учета
Книги покупок, книги продаж
Журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур
Книги учета доходов и расходов
Регистры бухгалтерского учета: главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и проч.
Договоры, контракты, приложения и дополнительные соглашения к ним
Банковские и кассовые документы
Прочие первичные документы

Ответственность за нарушения, допущенные налогоплательщиками и их контрагентами при выездной проверке

Налоговая ответственностьАдминистративная ответственность
Неявка в инспекцию для дачи пояснений (если человек пришел, но пояснений не дал, санкция не применяется)
Воспрепятствование доступу налоговиков для проведения инвентаризации
Неявка свидетеля в ИФНС без уважительных причин
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний
Воспрепятствование доступу налоговиков для проведения осмотра помещения или территории
Отказ представить документы (заверенные копии), истребованные у налогоплательщика
Отказ представить подлинники документов, копии которых ранее были истребованы у налогоплательщика
Отказ или несвоевременное представление контрагентами документов по сделкам с налогоплательщиком
Несообщение или несвоевременное сообщение контрагентами сведений о налогоплательщике
Отказ вскрыть помещения для выемки документов или иных предметов (при отказе в добровольной выдаче документов и предметов санкция не применяется)

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2013/8/7736

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.