+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Статья 88 НК РФ: регламент проведения камеральной налоговой проверки

Справочник Бухгалтера

Статья 88 НК РФ: регламент проведения камеральной налоговой проверки

 1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета) (абзац введен Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 336-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7014).

2.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в ред. Федерального закона от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст. 5519).

3.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

4.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

5. Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.

6. При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

7. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

8-1.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа (пункт 8-1 введен Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 336-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7014).

9. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

9-1.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета).

Статья 88 НК РФ: регламент проведения камеральной налоговой проверки

При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика (пункт 9-1 введен Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст. 5519).

10. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

11. Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в порядке, установленном настоящей статьей, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.

Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы.

(Пункт 11 введен Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 47, ст. 6611)

(Статья 88 в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3436)

Статья 1…8787‑1888989‑1…398

Источник: https://1atc.ru/st-88-nk-rf/

Камеральная налоговая проверка: особенности, назначение, порядок и сроки проведения

Статья 88 НК РФ: регламент проведения камеральной налоговой проверки

  • Реклама на сайте
  • Новости
  • Опыт инвестирования
  • Курсы валют
  • Контакты

Статья 88 НК РФ определяет камеральную налоговую проверку в качестве проверки закона о налогах и сборах на основании декларации и документации, которую плательщик подал в налоговую службу. К тому же статья 88 НК РФ определяет порядок проведения камеральной налоговой проверки.

В начале камеральной проверки плательщик налогов подаёт в ФНС декларацию либо расчёт. Чтобы её выполнить, не нужно какое-то особое решение руководства налоговой службы либо разрешения плательщика налогов. Последнему не отправляется уведомление о том, что проверка началась.

На неё отводится три месяца после того, как в налоговый орган будет представлена декларация.

Если при проведении проверки были обнаружены расхождения, ошибки либо несоответствия данных, налоговая служба уведомит об этом проверяемую компанию и потребует объяснить либо внести корректировки в декларацию.

Когда отправляется требование о предоставлении объяснений либо внесения корректировок

Налоговый инспектор может при проведении камеральной проверки обнаружить ошибки, расхождения либо неточности. В этом случае в соответствии с пунктом 3 статьёй 88 НК РФ он должен направить плательщику налогов соответствующие требования.

Пояснения к декларации разрешается предоставлять в письменном виде по почте, личной доставке или с помощью телекоммуникационных каналов связи с применением электронной подписи. На их предоставление отводится пять рабочих дней с момента получения требования.

При необходимости внесения корректировок в декларации за счёт подачи уточнённой декларации. Во время проведения камеральной проверки налоговая инспекция может запросить у плательщика налогов дополнительные данные либо документы:

  • информация о льготах;
  • данные о сумме НДС для возмещения;
  • декларация по НДФЛ либо корпоративному налогу предоставлена участником товарищества либо инвестиционного договора;
  • отчётность предоставляется по налоговым обязательствам, которые связаны с применением природных ресурсов.
  • Ключевые особенности камеральной налоговой проверки

    В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка отличается:

  • проверка выполняется при подаче в ФНС декларации, однако может производиться и без неё;
  • камеральный контроль проводится в налоговой службе, но возможен приезд к плательщику налога с целью осмотра его имущества;
  • длительность проверки не может превышать 3 месяца;
  • проведение проверки является обязанностью налоговой системы, поэтому на неё не нужны специальные разрешения;
  • если по отчёту вопросов не возникает, тогда по проверке не будут составлены никакие документы;
  • проверка заключается в проверке грамотности использования льгот и ставок, арифметическом контроле, сверке с отчётами иных плательщиков налогов, сопоставлении сведений проверяемого отчёта, а также увязке с другой информацией, имеющейся у налоговой службы;
  • если будут обнаружены какие-то ошибки либо возникнут подозрения в занижении налогооблагаемой базы, тогда налогоплательщику будет предъявлено требование внести в отчёт изменения либо предоставить объяснения. Иногда нужно представить первичную документацию;
  • в случае если останутся вопросы и будет доказано нарушение, тогда ИФНС предоставляется десять дней на проверку, по завершении которой будет составлен акт;
  • в случае предоставления объяснений налоговая служба может решить прекратить проверку;
  • один и тот же отчёт запрещается проверять камералкой два раза.
  • Кого затронет камеральная проверка

    Она затронет следующих экономических субъектов:

  • лица, которые работают по упрощённой системе;
  • налоговые агенты;
  • налогоплательщики по тем фискальным сборам, которые им следует уплатить;
  • организации, которые могут не платить НДС, в случаях, когда они выставляют счёт-фактуру с налогом на добавленную стоимость;
  • лица, которые уплачивают НДС при сотрудничестве в Таможенном союзе.
  • Последствия отказа от предоставления декларации

    Статья 88 НК РФ камеральная налоговая проверка устанавливает, что при подаче декларации позже срока, это приравнивается к непредставлению декларации. Это может вызвать такие последствия:

  • Штраф 5% от величины налога, которая указана в декларации, за все месяцы после её предоставления (даже неполные). Минимальный размер – 1 тысяча рублей, максимальный – 30% от размера налога. КоАП РФ устанавливает штраф в 300-500 рублей для руководителя.
  • Через десять рабочих дней после завершения срока сдачи отчёта, но не позже трёх лет после них, прекращаются все операции по счетам. Это ограничение будет отменено сразу же после подачи декларации.
  • Декларация по НДС должна отправляться через ТКС, при нарушении этого требования накладывается штраф в 200 рублей. Руководителю придётся заплатить штраф от 300 до 500 рублей.
  • Проведение камеральной проверки без декларации по сведениям, которые есть у налоговой службы. Когда декларация будет подана, проверка закончится. Однако полученные в ходе её сведения будут применяться при анализе данного отчёта. При завершении подобной проверки до получения декларации, тогда принятое по ней решение, будет обязательным для плательщика налогов.
  • Полномочия налоговой инспекции при проведении камеральных мероприятий

    При проведении камеральной проверки сотрудники ИФНС могут:

  • запросить документацию и объяснения у проверяемого лица либо организации;
  • потребовать документы у других лиц (в числе которых иностранные банки и государства), они могут запрашиваться по всей цепочке сделки;
  • провести инвентаризацию имущества;
  • допросить свидетелей;
  • осмотреть предметы, документации, территории и помещения.
  • Запрос может быть отправлен почтой, по ТКС либо вручен лицу под роспись.

    Как передать документы по запросу?

    С появлением электронного оборота документов у проверяемых компаний возникли возможности отправки документов в налоговую службу несколькими методами:

  • Непосредственно доставить в виде письма, которое сопровождается заверенными копиями требуемых подтверждающих бумаг.
  • Направить копии документов письмом по почте, в нём находится опись вложения.
  • Отправить документацию по ТКС, но это можно сделать лишь по отношению к первичной документации, которая поступила от контрагента в электронной форме, и документации, для которой действует электронная форма: дополнительных листов к книге покупок-продаж, непосредственно эти книги, журналы счетов-фактур, другие документы до направления на проверку традиционным методом.
  • Налоговое бремя является важной расходной частью деятельности каждой организации. На странице https://investtalk.ru/nalogi/proverit-transportnyj-nalog-po-inn-fizicheskogo-litsa рассказывается о том, как проверить транспортный налог по ИНН физического лица и другими способами. А здесь подробно описывается об ответственности за нарушение налогового законодательства.

    Источник: https://investtalk.ru/nalogi/statya-88-nk-rf-kameralnaya-nalogovaya-proverka

    Камеральная налоговая проверка

    Статья 88 НК РФ: регламент проведения камеральной налоговой проверки

    22 июля 2014

    *Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

    Наш :

    Пунько Евгения Константиновна
    Юрист

    В соответствии с ст.ст. 82, 87 и ст. 88 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) камеральная налоговая проверка является формой документального контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом налогового законодательства, которая проводится по месту нахождения налогового органа.

    Порядок осуществления камеральных налоговых проверок регулируется ст. 88 НК РФ.

    Согласно п. 1 вышеуказанной статьи НК РФ предметом камеральной налоговой проверки являются налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.

    Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ). При этом, продление указанного срока или приостановление камеральной проверки, в отличие от выездной, НК РФ не предусмотрено.

    По общему правилу, налоговая проверка осуществляется по месту нахождения того налогового органа, в котором налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) состоит на налоговом учете. Налоговые органы не обязаны информировать налогоплательщика о начале проведения камеральной проверки.

    Проведение камеральной проверки является обязательным в двух случаях:

    • предоставление налогоплательщиком декларации по налогу на добавленную стоимость с суммой налога, заявленной к возмещению (п. 1 ст. 176 НК РФ);
    • предоставление налогоплательщиком декларации по акцизам с суммой налога, подлежащей возмещению (возврату, зачету) (п. 4 ст. 203 НК РФ).

    В остальных случаях налоговый орган самостоятельно определяет проверяемых налогоплательщиков. При этом, о проведении камеральной проверки налогоплательщики узнают, только если в ходе проверки обнаружены:

    • ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
    • выявлены несоответствия представленных сведений сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

    В случае обнаружения указанных несоответствий налогоплательщику направляется сообщение с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение пяти дней (п. 3 ст. 88 НК РФ).

    При проведении камеральной налоговой проверки возможны следующие действия налогового органа:

    1. истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных в ст. 93 НК РФ);
    2. истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ);
    3. допрос свидетелей (ст. 90 НК РФ);
    4. проведение экспертизы (ст. 95 НК РФ);
    5. участие переводчика, эксперта (ст. 95, 97 НК РФ);
    6. осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика в отличие от выездной проверки) (ст.ст. 91, 92 НК РФ).

    В случае выявления в ходе проведения камеральной проверки нарушений законодательства о налогах и сборах составляется акт налоговой проверки (ст. 100 НК РФ).

    Указанный акт составляется по установленной форме должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ) и не позднее чем через 5 дней вручается налогоплательщику.

    Налогоплательщик в течение 1 месяца со дня получения акта камеральной проверки вправе подать на него возражения.

    В течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. О дате и времени рассмотрения материалов камеральной проверки и возражений налогоплательщика последний должен быть письменно уведомлен в обязательном порядке.

    Источник: Центр экспертизы

    налоговое право, налоговые проверки

    Источник: https://www.intellectpro.ru/press/commenters/kameral_naya_nalogovaya_proverka/

    Камеральная налоговая проверка, Комментарий, разъяснение, статья от 01 июня 2006 года

    Статья 88 НК РФ: регламент проведения камеральной налоговой проверки

    Бюджетныеорганизации: бухгалтерский учет и налогообложение, N 6-8, 2006 годРубрика: Налоговый контрольС.Сафронов,эксперт журнала “Бюджетные организации:бухгалтерский учет и налогообложение”

    Рано или поздно любоебюджетное учреждение подвергается со стороны налоговых органовконтролю за надлежащим исполнением законодательства о налогах исборах.

    Порядок налогового контроля, осуществляемого налоговикамипосредством различных мероприятий, установлен отдельной главойНалогового кодекса. Речь идето главе 14″Налоговый контроль”.

    Ею определены мероприятия, которыеналоговые органы вправе проводить в рамках налоговогоконтроля:

    встречная налоговая проверка (абз. 2 ст.87 НКРФ);

    камеральная налоговая проверка (ст.88 НКРФ);

    -выездная налоговая проверка (ст.89 НКРФ);

    -участие свидетеля (ст.90 НКРФ);

    -доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или впомещение для проведения налоговой проверки (ст.91 НКРФ);

    -осмотр (ст.92 НКРФ);

    -истребование документов (ст.93 НКРФ);

    -выемка документов и предметов (ст.94 НКРФ);

    -экспертиза (ст.95 НКРФ);

    -привлечение специалиста для оказания содействия в осуществленииналогового контроля (ст.96 НКРФ);

    -участие переводчика и понятых (ст.97,98 НКРФ).

    Следует отметить, чтосреди них основное место отводится налоговым проверкам – выездной икамеральной.

    Проведение встречных налоговых проверок, равно как иполучение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов иплательщиков сборов, проверок данных учета и отчетности, осмотрпомещений и территорий являются, как правило, неотъемлемой частьюмероприятий, проводимых при камеральной и выезднойпроверках.

    На практике КНП носитмассовый характер. На долю выездной проверки с учетом специфики еепроведения (большая трудоемкость) приходится лишь 1/5 часть всехналогоплательщиков. К тому же именно благодаря результатам КНПмногие налогоплательщики попадают в поле зрения налоговиков в целяхосуществления налогового контроля посредством выездной налоговойпроверки, так как объектом ее исследования являются “слабые места”и несоответствие данных в отчетности налогоплательщика, выявленныев ходе КНП.

    Поэтому сегодня речьпойдет о порядке проведения налоговыми органами КНП, а также онаиболее интересных моментах, с которыми может столкнутьсябухгалтер бюджетного учреждения при КНП.

    Законодательные нормы КНП

    Ксожалению, ст.

    88 НКРФ, регулирующая порядок проведения КНП, не содержитконкретного определения камеральной проверки, а приводит лишьотличительные признаки КНП:

    -КНП проводится в здании (то есть по месту нахождения) налоговогооргана на основании отчетности, представленнойналогоплательщиком;

    камеральная проверка проводитсяуполномоченнымидолжностными лицами налогового органа в соответствии с ихслужебными обязанностямибез какого-либо специальногорешения руководителяналогового органа в течение трехмесяцев со дня представления налогоплательщиком налоговойдекларации и документов, служащих основанием для исчисления иуплаты налога (абз. 2 ст.88 НКРФ).

    Сложившаяся арбитражнаяпрактика также подтверждает данный факт. Примером может служитьПостановление ФАС ВСО от 27.09.05 NА33-5200/05-Ф02-4213/05-С1. В кассационной жалобеналогоплательщик указал на нарушение налоговиками ст.

    100,101 НКРФ: так как решение о проведении КНП не принималосьруководителем инспекции, акт проверки не составлялся,следовательно, налогоплательщик был лишен права внести своивозражения в акт проверки и принять участие в рассмотренииматериалов проверки.

    Данный довод судом был признаннесостоятельным, и налогоплательщику было отказано в признаниинедействительным решения налогового органа в части дополнительногоначисления НДС, поскольку КНП проводится уполномоченнымидолжностными лицами налогового органа в соответствии с ихслужебными обязанностями без какого-либо специального решенияруководителя налогового органа.

    Основнаяцель КНП – это осуществление контроля за соблюдениемналогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявлениеи предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лицк налоговой и административной ответственности, а также подготовканеобходимой информации для обеспечения рационального отбораналогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

    Обратите внимание:в поле зрения налоговиков в целях проведения КНП попадают всеналогоплательщики независимо от того, насколько “добросовестно” ониведут бухгалтерский и налоговый учет. Это объясняется тем, что всоответствии со ст.88 НКРФ проверке подвергаются все представленные налогоплательщикомналоговые декларации и документы, служащие основанием дляисчисления и уплаты налога, а также другие документы о деятельностиналогоплательщика, имеющиеся у налоговиков.

    Периоди сроки проведения проверки

    Всоответствии с абз. 1 ст.87 НКРФ налоговой проверкой могут быть охвачены толькотри календарных годадеятельностиналогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента,непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

    Вместе с тем ст.87 НКРФ не ограничивает право налоговых органов на проведениеуказанных проверок за налоговые периоды текущего года (см. такжеп.27Постановления ВАС РФ N 5*).

    Следует отметить, что положенияуказанной статьи распространяются в равной степени как на выездные,так и на камеральные проверки. Таким образом, в 2006 году КНП могутбыть подвергнуты периоды деятельности налогоплательщика 2003, 2004,2005 и 2006 годов.

    ________________

    *Постановление ВАС РФ от 28.02.01 N 5″О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодексаРоссийской Федерации”.

    Источник: http://docs.cntd.ru/document/902086517

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.