+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Содержание

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Реорганизация юридического лица представляет собой особую процедуру, в ходе которой происходит прекращение и (или) создание юридического лица (лиц), сопровождающаяся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица в порядке правопреемства к другому одному или нескольким юридическим лицам (правопреемнику).

Правопреемство при реорганизации является универсальным, так как вновь созданному юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица по всем обязательствам, существующим к моменту реорганизации.

Согласно гражданскому законодательству реорганизацию юридического лица осуществляется в следующих формах:

  • слияние,
  • присоединение,
  • разделение,
  • выделение,
  • преобразование.

Слияние — возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних (п. 1 ст. 58 ГК РФ).

Присоединение — прекращение одного или нескольких хозяйственных обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу (п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Разделение — прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом (п. 3 ст. 58 ГК РФ).

Выделение — создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 4 ст. 58 ГК РФ).

Преобразование  — изменение организационно-правовой формы хозяйственного общества.

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Реорганизация в форме слияния, разделения, выделения и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

При присоединении одного юридического лица к другому первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Принятие решения о реорганизации юридического лица сопровождается следующими обязательными процедурами:

  • уведомление регистрирующего органа о начале реорганизации с указанием ее формы. На основании данного уведомления происходит внесение записи в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо (лица) находится в процессе реорганизации;
  • публикация реорганизуемым юридическим лицом уведомлений о своей реорганизации;
  • письменное уведомление всех известных кредиторов.

Кредиторы вправе требовать от реорганизуемого юридического лица  досрочного исполнения обязательства, а в случае невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.

Юридическое лицо по общему правилу считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. В случае реорганизации в форме присоединения — с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Передаточный акт

Правопреемство при реорганизации юридических лиц оформляется на основании специального документа — передаточного акта (ст. 59 ГК).

При реорганизации юридических лиц в формах слияния или присоединения передаточный акт не требуется. Такое регулирование обусловлено универсальным правопреемством при реорганизации в этих формах

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Передаточный акт утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации в форме выделения или разделения, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц.

Непредставление передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (п. 2 ст. 59 ГК РФ).

передаточного акта определяется на основании:

  • бухгалтерской отчетности, определяющей состав имущества и обязательств;
  • актов (описей) инвентаризации имущества и обязательств;
  • первичных учетных документов по материальным ценностям;
  • расшифровок (описей) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении кредиторов и дебиторов, а также о расчетах с бюджетом и внебюджетными фондами (Приказ Минфина России от 20 мая 2003 г. N 44н).

Виды реорганизации юридического лица

По общему правилу реорганизация юридического лица является добровольной и осуществляется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Принудительная реорганизация юридического лица возможна в случаях, предусмотренных законом, по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда.

Признание реорганизации недействительной или несостоявшейся

Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом.

Последствием такого признания будет обязанность возмещения убытков кредиторам реорганизованного юридического лица и его участникам, не авшим или авшим против принятия решения о реорганизации.

Согласно ст. 60.2 ГК РФ по требованию участника корпорации, авшего против решения о реорганизации этой корпорации или не принимавшего участия в ании по этому вопросу, суд может признать реорганизацию несостоявшейся.

Следовательно, данное правило относится только к корпорациям — хозяйственным товариществам и обществам, производственным и потребительским кооперативам, общественным организациям, ассоциациям и союзам и др. (ст. 65.1 ГК РФ).

Суд вправе признать реорганизацию корпорации несостоявшейся, если решение о реорганизации не принималось участниками реорганизованной корпорации юридического лица, а также в случае представления для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица — это способ прекращения юридического лица, который не сопровождается переходом прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК).

Ликвидация юридического лица может быть произведена как в добровольном, так и принудительном порядке.

Ликвидация в добровольном порядке производится по решению учредителей (участников) юридического лица или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Основаниями для добровольной ликвидации могут быть истечение срока, на который создано юридическое лицо и достижение целей, ради которых оно было создано.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда. Перечень оснований для принудительной ликвидации приведен в п. 3 ст. 61 ГК, однако не является исчерпывающим.

Иные основания для могут устанавливаться нормами ГК РФ и специальных законов.

Порядок ликвидации юридического лица

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, создают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

Если решение о ликвидации юридического лица принимается судом, то суд также решает вопрос о назначении лица, на которое могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Органы юридического лица (общее собрание, совет директоров, директор и т.п.) после назначения ликвидационной комиссии не вправе осуществлять управленческие функции, в том числе и функции по распоряжению имуществом юридического лица.

Основной задачей ликвидационной комиссии является удовлетворение требований кредиторов юридического лица в очередности, установленной гражданским законодательством (ст. 64 ГК РФ).

Процедура ликвидации юридического лица состоит из нескольких этапов, каждый из которых сопровождается определенными действиями ликвидационной комиссии или ликвидатора (ст. 63 ГК РФ):

1) размещение в средствах массовой информации сообщения о ликвидации юридического лица, о порядке и сроках заявления требований его кредиторами. Срок по заявлению указанных требований не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Кроме того, ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению известных кредиторов, письменному уведомлению их о ликвидации юридического лица.

Также комиссии предоставлено полномочие на получение дебиторской задолженности ликвидируемого юридического лица, в том числе в судебном порядке;

2) составление промежуточного ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица либо его органом, принявшим решение о ликвидации. м ликвидационного баланса являются сведения об активах и пассивах ликвидируемого юридического лица (абз. 1 п. 2 ст. 63 ГК);

3) продажа имущества ликвидируемого юридического лица при недостаточности для удовлетворения требований кредиторов имеющихся в активе денежных средств. По общему правилу имущество ликвидируемого юридического лица подлежит продаже с публичных торгов;

4) расчет с кредиторами в порядке очередности, установленной п. 1 ст. 64 ГК, и в соответствии с утвержденным ликвидационным балансом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более 100 тыс. руб. (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

При этом никакие другие способы отчуждения имущества (например, прекращение обязательств предоставлением взамен исполнения отступного, новация обязательств, вклады в совместную деятельность и т.п.) в соответствии с действующим законодательством недопустимы.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Источник: https://juristic.pro/grazhdanskoe-pravo/reorganizaciya-i-likvidaciya-yuridicheskogo-lica.html

Реорганизация ООО | Пошаговый алгоритм действий

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Реорганизация ООО – процедура, в ходе проведения которой фактическая ликвидация юрлица сопровождается образованием одного либо нескольких предприятий на основе правопреемства. В бизнес-среде данная альтернатива официальному закрытию фирмы пользуется большой популярностью.

Объясняется это возможностью избежать чрезмерного внимания со стороны ФНС. Ликвидация компании вызывает у фискальной службы множество вопросов, для решения которых нередко организуются выездные проверки предприятия. При реорганизации вероятность такого развития событий минимальна.

Основания для реорганизации общества указаны в ст. 57 Гражданского кодекса РФ:

  • По решению органа юрлица, полномочия которого на проведение данной процедуры закреплены в учредительных документах, либо по решению учредителей.
  • Решение о реорганизации ООО было принято уполномоченным госорганом либо судебной инстанцией в установленных законом случаях. Речь идет о разделении или выделении из состава юридического лица одного/нескольких предприятий.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что реорганизация бывает:

  • добровольной;
  • принудительной.

Основания для реорганизации последнего вида перечислены в ст. 38 Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Формы реорганизация ООО

Законодательством установлены следующие виды реорганизации ООО:

  • Присоединение (слияние). В результате объединения нескольких компаний новое общество не создается – присоединение происходит к уже существующему. То есть одно предприятие поглощает другое без изменения своей организационно-правовой формы. Присоединенное просто превращается в структурную единицу поглотившего его субъекта хозяйствования. Реорганизация ООО через слияние является еще одной формой концентрации капитала, которая для достижения монопольного положения нередко проявляется в устранении компаний-конкурентов. Но экономисты также склонны рассматривать присоединение в качестве формы диверсификации капитала, предусматривающей поглощение организации из другой перспективной сферы экономической деятельности.
  • Преобразование. Реорганизация ООО в форме преобразования сопровождается изменением организационно-правовой формы предприятия. С точки зрения юриспруденции, это ни что иное, как закрытие общества с одновременным созданием нового юрлица. Ко вновь образованному предприятию переходят по передаточному акту все обязательства и права его предшественника. При этом выступающий в качестве правопреемника субъект хозяйствования может сохранить свое оригинальное наименование – изменяется организационно-правовая форма, например, когда осуществляется реорганизация ООО в ОАО. Необходимость в проведении данной процедуры возникнет, если в ООО число участников превысит 50. В данном случае также не меняется ни юрадрес, ни структура фирмы. Как субъект хозяйственной деятельности компания останется прежней, но фактически это будет уже новое юрлицо. Отметим, что изменение ООО на ИП предусматривает ликвидацию общества с последующей регистрацией индивидуального предпринимателя.
  • Разделение. Реорганизация ООО в форме разделения представляет собой процедуру, направленную на прекращение существования одного юрлица и переход его обязательств, прав и имущества ко вновь создаваемыми субъектами хозяйственной деятельности по разделительному балансу. При этом их организационно-правовая форма должна совпадать с типом реорганизуемой компании. Под этим подразумевается, например, реорганизация ООО в ООО, а не ООО в несколько АО.

Какую форму реорганизации выбрать

Ответ на вопрос, какому из вышеуказанных видов реорганизации отдать предпочтение, зависит от целей компании. Например, целесообразный путь развития небольшого предприятия – это слияние. Такой подход позволит объединить несколько фирм в крупную организацию и за счет увеличения объема оборотных средств интенсифицировать бизнес-деятельность.

Но следует знать и о существовании законодательных ограничений. В частности, реорганизация ООО в некоммерческую организацию (НКО) путем преобразования не допускается. В п.1 ст.56 Закона N14-ФЗ от 08.02.1998 четко сказано, что общество рассматриваемого типа может преобразовываться в:

  • производственный кооператив;
  • хозяйственное товарищество;
  • хозяйственное общество иного вида.

Также невозможно присоединение, слияние ООО и НКО.

Следует знать о том, что в основе реорганизации путем разделения лежит сингулярное правопреемство (переход лишь части прав и обязанностей). Данное условие служит предпосылкой для возможности перевода активов в «чистую» фирму, на которую не возлагается ответственность по налоговым обязательствам предшественника. При этом компания-должник подвергается процедуре банкротства.

Особенности процедуры реорганизации ООО

Прежде всего особенности реорганизации ООО касаются учредителей общества. Результаты хозяйственной деятельности компании подлежат разделу между этими лицами пропорционально их вкладу в УК (уставной капитал). Эта сумма определяет и меру ответственности каждого учредителя по обязательствам фирмы.

Сроки реорганизации – одна из ключевых особенностей данной процедуры. Нередко она затягивается на 8 месяцев. В течение этого периода компания не сможет вести деятельность, направленную на получение доходов.

Следующая особенность – возможность выбора вида реорганизации. Наибольшей популярностью пользуется присоединение.

Необходимые документы

Для проведения реорганизации в ФНС потребуется предоставить следующие документы:

  • Заявление.
  • Оригинал устава общества.
  • Свидетельства:
    • о регистрации предприятия:
    • подтверждающее факт постановки компании на учет в налоговой службе.
  • Выписку из ЕГРЮЛ.
  • Протокол собрания учредителей о создании общества.
  • Решение собрания о назначении руководителя организации.
  • Ксерокопию паспорта и ИНН руководителя. Бумаги должны быть нотариально заверены.
  • Баланс предприятия, отражающий результаты деятельности за последний год.
  • Перечень юрлиц и физлиц, имеющих статус кредиторов и дебиторов фирмы.
  • Квитанцию, подтверждающую факт уплаты госпошлины.

Стоит также приложить передаточный акт, в котором указаны права и обязанности учредителей.

Пошаговая инструкция по проведению реорганизации ООО

В общем случае реорганизация общества включает следующие этапы:

  1. Принятие на общем собрании участниками ООО решения о реорганизации фирмы.
  2. Уведомление ФНС в письменной форме о решении.
  3. Проставление отметки в ЕГРЮЛ о начале реорганизации.
  4. Уведомление кредиторов о намерении реорганизовать общество.
  5. Публикация извещения в журнале «Вестник государственной регистрации».
  6. Подготовка и подача документов в ФНС.
  7. Получение бумаг в органе ФНС о выполнении реорганизации:
  • свидетельства о проведении госрегистрации;
  • устава организации, в котором должна быть отметка сотрудника фискальной службы;
  • выписки из ЕГРЮЛ.

Выше была представлена стандартная последовательность этапов реорганизации. Но в определенных случаях она несколько изменяется. В частности, пошаговая инструкция слияния двух ООО выглядит так:

  1. Учредители планируемых к объединению компаний принимают соответствующее решение и протоколируют его.
  2. Об изменениях уведомляется общественность, госструктуры и кредиторы.
  3. Переоформляются договоры с фирмами-контрагентами, выполняются имеющиеся обязательства, погашаются задолженности.
  4. Решаются кадровые вопросы.
  5. Формируется передаточный баланс. Исходные данные берутся из материалов финансовой отчетности компаний, участвующих в процедуре слияния.
  6. Подготовка документации.
  7. Передача полного пакета бумаг в регистрирующий орган.

По завершении реорганизации путем слияния владельцы нового предприятия получают уведомление о закрытии его предшественников и свидетельство о регистрации.

Налоговая проверка компании при реорганизации

Проводить проверку юрлица при его реорганизации налоговые органы не обязаны. Но они наделены правом принимать решение о необходимости выполнения данного мероприятия, поэтому перед подачей заявления на реорганизацию бухгалтерия фирмы должна навести порядок в документации. Дальновидные бизнесмены нередко инициируют проведение независимого аудита реорганизуемого предприятия.

Сроки проведения реорганизации

На законодательном уровне периоды реорганизации не определены. Но нужно соблюдать сроки, установленные учредителями на общем собрании, когда принималось решение по данному вопросу. Они отличаются в зависимости от формы реорганизации. Среднестатистические сроки следующие:

  • Присоединение (слияние). Только на сбор документации в данном случае потребуется до 4 месяцев. А стать учредителем нового ООО можно будет через полгода.
  • Преобразование. Если заниматься этой процедурой самостоятельно, не исключено, что процесс затянется на 8 месяцев. При привлечении профессионалов срок сократится до 4 месяцев.
  • Разделение. Продолжительность реорганизации составит порядка 2-3 месяцев.

Следует учесть, что при наличии веских основаниях допускается приостановка реорганизации, что увеличивает длительность процедуры на неопределенное время.

Заключение

Реорганизация ООО всегда предусматривает передачу обязанностей, прав и активов предприятию-правопреемнику.

Проводить данную процедуру законодательство разрешает компаниям с различной организационно-правовой формой.

  В целом она включает определенную последовательность этапов и требует подготовку объемного пакета документации. Таким образом, на выполнение реорганизации может уйти немало времени.

Источник: http://ligabiznesa.ru/ooo/zakrytie-ooo/reorganizaciya-ooo.html

Создание, реорганизация, ликвидация юридического лица

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Деятельность юридического лица невозможна без его создания. Именно создание юридического лица означает наступление определенных юридических последствий для данных субъектов гражданских правоотношений. Наступление последствий вызывается также реорганизация юридического лица.

Юридические лица создаются по воле их учредителей (одного или нескольких), однако государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания.

Способы создания юридических лиц:

  • Явочно-нормативный способ – учредители являются в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации юридического лица при отсутствии каких-либо нарушений.
  • Разрешительный способ – учредители должны получить предварительное разрешение от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица

В обоих случаях юридическое лицо считается созданным с моменты государственной регистрации. С этой же даты возникает правоспособность и дееспособность юридического лица.

Необходимо также установление контроля за регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы и иные данные государственного реестра.

Реорганизация юридического лица

Реорганизация – одна из форм прекращения юридического лица (присоединение)

Реорганизация – одна из форм возникновения юридического лица (выделение)

Реорганизация – одна из форм прекращения и возникновения юридического лица (слияние, разделение, преобразование)

Формы реорганизации

  • Слияние нескольких юридических лиц
  • Присоединение юридического лица к другому
  • Разделение юридического лица на несколько самостоятельных юридических лиц
  • Выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц
  • Преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую
  • Добровольная – осуществляется по решению учредителей либо уполномоченного органа юридического лица с согласия государственных органов
  • Принудительная – осуществляется по решению суда, например, при монополии

Реорганизация оформляется с помощью передаточного акта. Он должен содержать положения о всех вопросах правопреемства.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица – способ прекращения его деятельности при отсутствии универсального правопреемства в его правах и обязанностях (возможно лишь частичное правопреемство – отдельные права прекращаемого юридического лица переходят к его кредиторам)

Виды ликвидации юридического лица

Существует 2 процедуры ликвидации:

  • Добровольная – осуществляется по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица.
  • Принудительная – происходит в соответствии с судебным решением.
  1. Учредители или орган должны сообщить о своем решении о ликвидации в уполномоченный государственный орган для внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц. Учредители или орган для ликвидации юридического лица назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации.
  2. Главной задачей ликвидационной комиссии является выявление всех долгов юридического лица и осуществление расчетов с его кредиторами. Для этого она публикует извещение о ликвидации юридического лица, а также порядок и сроки предъявления требований его кредиторами, а также письменно уведомляет всех кредиторов об ликвидации. Далее после окончания срока предъявления требований составляется промежуточный ликвидационный баланс (в нем отражаются сведения о составе имущества юридического лица, перечне заявленных требований кредиторов и результатов их рассмотрения)
  3. Если у юридического лица недостаточно промежуточного баланса для удовлетворения требований кредиторов, то с публичных торгов продается имущество юр. лица. При недостатке этого имущества в некоторых случаях иск об удовлетворении оставшихся требований может быть предъявлен к лицам, несущим субсидиарную ответственность по долгам юридического лица. Если обнаружится недостаточность средств для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидация должна производиться в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве.
  4. Производится расчет с кредиторами юридического лица в порядке очередности
  5. Начинается после завершения всех расчетов с кредиторами. Ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, остаток имущества передается учредителям или участникам юридического лица.
  6. Ликвидация считается завершенной с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.

Банкротство (несостоятельность) –  наступает в случаях невозможности полного удовлетворения юридическим лицом требований своих кредиторов по денежным обязательствам. Они могут рассчитывать лишь на частичное удовлетворение своих требований.

Основной особенностью ликвидации при банкротстве является обязательное соблюдение конкурсного порядка распределения имущества ликвидируемого юридического лица между кредиторами.

Лицо может быть признано банкротом только в судебном порядке – по решению арбитражного суда.

Принудительная ликвидация юридического лица

Принудительная ликвидация осуществляется в соответствии с судебным решением. Основаниями могут являться, например, осуществление деятельности, запрещенной законом или без лицензии

Источник: https://okrainaruneta.ru/sozdanie-reorganizaciya-i-likvidaciya-yuridicheskix-lic/

Договоры, русский язык, история России…

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Для удобства поиска, рекомендую воспользоваться сочетанием двух клавиш — cmd + F (если у вас MAC) или ctrl + F (если у вас РС). Успехов. 

Понятие и способы реорганизации юридических лиц

 Реорганизация – прекращение организации, при котором осуществляется переход прав и обязанностей к другим лицам, то есть правопреемство. Способы реорганизации юридических лиц определены ст. 57 ГК.

1. Слияние  – объединение двух и более юридических лиц в единое новое юридическое лицо. При этом самостоятельное существование сливающихся организаций прекращается. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

2. Присоединение  – «вливание» одной и более присоединяемых организаций в организацию, к которой происходит присоединение.

При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, все его права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому происходит присоединение.

Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединившихся юридических лиц.

3. Разделение  – образование на базе прекратившего существование юридического лица двух и более самостоятельных юридических лиц.

При разделении ранее существовавшее юридическое лицо прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь создаваемым юридическим лицам.

Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

4. Выделение  – образование новых самостоятельных юридических лиц, при этом реорганизуемое юридическое лицо продолжает функционировать, а часть его прав и обязанностей переходит ко вновь образованным юридическим лицам. Реорганизация в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

5. Преобразование  – прекращение юридического лица и возникновение на его основе нового юридического лица. Реорганизация в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданного юридического лица.

При реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования правопреемство оформляется передаточным актом, при разделении и выделении – разделительным балансом.

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации (ст. 59 ГК).

Порядок и виды реорганизации юридических лиц

 
Выделяют следующие виды реорганизации:

1) добровольная  реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами.

2) принудительная  реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда в случаях, прямо указанных в законодательстве.

Так, в соответствии со ст.

19 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Федеральная антимонопольная служба РФ может принять решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющего своим положением.

В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации.

Если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 57 ГК).

В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию. В соответствии со ст.

17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» на антимонопольные органы возложено осуществление контроля над реорганизацией в форме слияния и присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Орган, принявший решение о реорганизации, обязан направить кредиторам письменное уведомление об этом.

Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным исполнением иди прекращением обязательства.

Кроме того, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 60 ГК).

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В регистрирующий орган (налоговые органы) представляются:

1) заявление о регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, воздаваемого путем реорганизации, в котором подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

2) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

3) решение о реорганизации юридического лица;

4) договор о слиянии в предусмотренных федеральными законами случаях;

5) передаточный акт или разделительный баланс;

6) документ об уплате государственной пошлины.
 

Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

Регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц) или об отказе в государственной регистрации в срок не более чем пять рабочий дней.

При положительном решении данный орган осуществляет соответствующую запись в реестре, оформляет свидетельство о регистрации.

Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК, иными актами.

 
Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

1) добровольная ликвидация;

2) принудительная ликвидация.

Добровольная  ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества – соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления.

Статья 61 ГК содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

 
Принудительная  ликвидация производится на основании решения суда в следующих случаях:

1) осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

2) осуществление деятельности, запрещенной законом;

3) неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК (например, ст. 65, 81 ГК). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС, ФНС, Минфин, ЦБ.

 Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже. 1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.

В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

5. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

6. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

 7. Выход из состава участников других юридических лиц. 8. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований.

Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса).

Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения.

Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

10. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

11. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

 12. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

б) ликвидационного баланса;

в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Источник: http://sergvelkovelli.com/category/reorganizaciya-i-likvidaciya-yuridicheskix-lic

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.