+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Регламент выездных проверок: что нужно знать

Содержание

7 правил поведения при проверке государственными органами — Офтоп на vc.ru

Регламент выездных проверок: что нужно знать

Несмотря на неоднократные заверения о прекращении нападок на бизнес, на практике количество проверок контролирующими органами не уменьшается. Чаще всего предпринимателям приходится сталкиваться с представителями прокуратуры, налоговой инспекции, Роспотребнадзора, трудовой инспекции, Роскомнадзора и МЧС.

В данной статье я поделюсь советами, которые могут быть полезны предпринимателям, внезапно столкнувшимся с сотрудниками контролирующих органов у себя в офисе или на производстве.

Правило № 1. Не паниковать и вести себя нейтрально-добродушно

Каким бы банальным не казался данный совет, сдержанное и нейтральное поведение в ходе проверки поможет избежать ошибок, вызванных эмоциональным перенапряжением. Нужно понимать, что сотрудники проверяющих органов – простые люди, выполняющие свою работу. Они, разумеется, вам не друзья, но и врагами они также не являются.

Агрессивное поведение лишь отвлечет ваше внимание и не позволит контролировать ситуацию, что зачастую является залогом успеха. Умеренно добродушная беседа позволит вам выяснить прямую, а может быть, и косвенную цель проверки, что даст вам дополнительное время для планирования дальнейших шагов.

Правы вы или нет, но запомните навсегда – никогда не оказывайте сотрудникам проверяющих органов силового противодействия. Ни к чему хорошему это не приведет и может вылиться в ответственность по ст.

318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти»), вплоть до лишения свободы сроком в 10 лет.

Если по вашему мнению в ходе проверки допускаются грубые нарушения закона, это может стать основанием для оспаривания результатов такой проверки и привлечения контролеров к ответственности. Смотрите в этой связи правило № 6.

Правило № 2. Проверить полномочия контролера

В самом начале знакомства с представителем контролирующего органа необходимо попросить его предъявить служебное удостоверение, а также сделать для себя запись ФИО и иной информации о проверяющем (№ удостоверения, кем и когда выдано, должность и так далее). Такая информация позволит вам определиться с проверяющим органом (и соответственно, видом проверки), а также пригодится для дальнейшего оспаривания действий контролера.

В большинстве случаев проверка может проводиться только на основании распоряжения или приказа о проведении проверки (например, такое правило установлено для налоговых органов, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, ФАС РФ и МЧС).

Проверьте, чтобы лицо, указанное в таком документе, совпадало с лицом, предъявившем удостоверение.

Такие бдительные действия с вашей стороны не оставят у контролера сомнений в вашей осведомленности о своих правах и зададут правильный тон для проверки.

Правило № 3. Записать ход проверки на видео или аудио

– и аудио-съемка собственных помещений не запрещена, поэтому остановить вас в использовании этого права сотрудники контролирующих органов не вправе.

Более того, зачастую они сами прибегают к таким средствам фиксации — такое правомочие предоставлено, например, налоговым органам (п. 4 ст. 92 НК).

Фиксация хода проведения проверки, вопросов и требований контролеров облегчит процесс доказывания нарушений с их стороны, а также позволит избежать явных и откровенных правонарушений и случаев превышения полномочий.

Правило № 4. Отвечать на вопросы контролеров строго в рамках трудовой функции

Представители контролирующих органов любят задавать наводящие вопросы и выпытывать нужную им информацию. При этом отличным источником такой информации выступают сами сотрудники проверяемой компании, готовые делиться своими мыслями и догадками. Такая сговорчивость усугубляется стрессом и в итоге может дорого обойтись работодателю.

Поэтому важно, чтобы каждый работник отвечал только на те вопросы, которые непосредственно относятся к его трудовой функции, закрепленной в трудовом договоре и должностных инструкциях.

Например, штатный программист по характеру работы не должны знать о том, с какой целью компанией приобретались прокатные станки и сколько они стоили.

Даже если он догадывается, лучше всего ответить «Не уверен, это не входит в круг моих должностных обязанностей».

Разумеется, следует заблаговременно провести беседу с работниками, рассказать им, как стоит себя вести при общении с контролерами, успокоить тем, что ст.

307 УК РФ («Заведомо ложные показания») к ним неприменима и для верности грамотно оформить должностные инструкции работников. Более того, каждый работник компании всегда может воспользоваться ст.

51 Конституции РФ и отказаться свидетельствовать против себя и своих близких.

Правило № 5. Передавать документы только по описи

Все документы компании должны передаваться контролерам строго по акту приема-передачи. Такой акт должен содержать список всех передаваемых документов, с указанием количества страниц, а также обозначением того, передаются оригиналы или копии документов.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителями компании и контролирующего органа. Один экземпляр акта остается в компании.

Это необходимо для того, чтобы в случае утери проверяющим органом копий вы смогли доказать, что они были переданы в ходе проверки.

Обратите внимание, что оригиналы документов подлежат изъятию в исключительных случаях.

Например, налоговые органы вправе произвести выемку подлинников лишь в случае, если для осуществления контроля недостаточно копий, и у налогового органа есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п. 8 ст. 94 НК РФ).

При этом при изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. Такое же правило установлено для работников полиции (п. 1 ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Также помните, что документы, в отношении которых в компании установлен режим коммерческой тайны, могут изыматься только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 183 УПК РФ). При правильном оформлении режим коммерческой тайны может «покрывать» значительный объем сведений, как минимум, например, клиентскую базу и внутренние производственные политики.

Правило № 6. Выявить, зафиксировать, обжаловать

Порядок и условия проведения проверок разнятся в зависимости от типа проверок (плановых или внеплановых, выездных или документарных), проверяющего органа и обстоятельств конкретного дела.

Для информации, можете проверить, планируется ли в отношении вашей организации проведение плановой проверки в 2016 году в Едином реестре плановых проверок.

В настоящем пункте затрону только внеплановые выездные проверки, поскольку в силу своей срочности и непредсказуемости к ним сложнее всего подготовиться.

За некоторыми исключениями, требующими незамедлительной реакции со стороны контролирующего органа, внеплановая выездная проверка должна быть согласована с органом прокуратуры. Такое требование распространяется на проверки Роскомнадзора, трудовой инспекции, Роспотребнадзора, МЧС и другие. Убедитесь, что данное согласие на проверку было заранее получено контролером.

Проводимая проверка должна относиться к полномочиям проверяющего органа. При этом сам орган не должен выходить за пределы, установленные специальными правилами для данного вида проверок.

Например, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трёх лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Иначе говоря, если решение вынесено в 2016 году, то проверка может охватывать только периоды с 2013 по 2016 годы.

При этом налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (пп. 4, 5 ст. 89 НК РФ).

О внеплановой выездной проверке проверяемое лицо должно быть предупреждено не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Неисполнение данного требования является грубым нарушением закона. Однако следует отметить, что данное требование применяется далеко не ко всем видам внеплановых проверок.

Налоговые органы и прокуратура, например, не обязаны предупреждать о выездных проверках.

Большинство проверок заканчивается составлением итогового документа: протокола или акта. Такие документы чрезвычайно важны, поэтому перед их подписанием убедитесь в том, что все изложенное в них соответствует действительности.

Если вы считаете, что в ходе проверки были нарушены требования закона, а зафиксированные в протоколе или акте обстоятельства недостоверны, сделайте об этом запись в итоговом документе — не стесняйтесь.

Помните, отказ от подписания хуже, чем подписание с детальным изложением всех нарушений и несогласий.

После подписания следует безотлагательно обратиться с жалобой в вышестоящие надзорные инстанции, а также в прокуратуру, изложить все обстоятельства, а также приложить заверенные копии подтверждающих доказательств.

Правило № 7. Связаться с юристом

Российское регулирование в области государственных проверок чрезвычайно разнообразно и разобщено – это и отдельный закон «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора)», отраслевые акты (например, глава 14 НК РФ) и многочисленные методические рекомендации, изданные для отдельных видов проверок.

Ошибки, совершенные в самом начале: предоставление лишних документов, разглашение ценной информации, пропуск срока для заявления возражений и прочего, могут быть трудно исправимы в дальнейшем.

Поэтому наличие в вашей команде хорошего юриста необходимо.

Опять же присутствие внутреннего юриста или внешнего консультанта непосредственно во время самой проверки поможет сдержать пыл контролеров и задать правильный тон беседы.

Источник: https://vc.ru/flood/14673-gov-check-rules

Проверка Роспотребнадзора: все, что нужно знать

Регламент выездных проверок: что нужно знать

Руководителю компании нужно изучить права и обязанности своей организации и права и обязанности проверяющих органов, а также позаботиться о необходимых документах, сертификатах, санитарных книжках, чтобы обеспечить добросовестное проведение проверки со стороны всех участников.

В законодательстве РФ множество нормативных документов и правил, и предприниматель не может держать все в голове. Поэтому руководителю компании следует обратиться к юристам, которые подготовят коллектив.

В противном случае сотрудники проверяемой компании могут по незнанию препятствовать проведению проверки контролирующими органами, из-за чего их могут привлечь к административной ответственности согласно положениям ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.

4.1, ст. 19.7 КоАП РФ и др.

Мы проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. В итоге при появлении на пороге офиса сотрудников Роспотребнадзора сотрудники не теряются и не паникуют, а следуют регламенту.

Хотя бы один представитель компании обязан присутствовать при проверке

Собственнику компании следует выбрать человека, который будет общаться с инспекторами. Это может быть он сам, руководитель или его заместитель.

У собственника проверяемой компании есть право вызвать своего адвоката, который будет следить за выполнением проверки контролирующими органами, привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Мы рекомендуем обязательное присутствие юриста на проверках.

Какие документы должны быть у сотрудников Роспотребнадзора

В случае выездной проверки сотрудники Роспотребнадзора должны предъявить служебные удостоверения и распоряжение (приказ) о проведении проверки.

Распоряжение должно содержать данные инспекторов, которые проводят проверку, цели и задачи проверки, основания для проведения проверки, срок проверки, адрес и лица, в отношении которых она будет проводиться, условия проверки, состав экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проверке.

Важно, чтобы данные инспекторов, которые пришли в компанию с проверкой, соответствовали указанным в распоряжении.

Предприниматель вправе отказать в проведении проверки, указав на ее незаконность, если, например, вас проверяет один инспектор, а в распоряжении указаны данные другого человека.

После того, как предприниматель проверил документы контролеров и убедился, что с ними все в порядке, лучше не препятствовать им, а, наоборот, содействовать.

Если сотрудник Роспотребнадзора инициирует полную «ревизию» всех документов компании, запрашивает документы, не относящиеся к предмету проверки, указанному в распоряжении, это считается превышением полномочий.

Следует всю проверку фиксировать на видеокамеру, а также записывать все нарушения, выявленные в ходе проверки. Это необходимо для того, чтобы обжаловать действия инспекторов и законность подобной проверки. В большинстве случаев суд встает на сторону бизнесменов.

Что обычно проверяют сотрудники Роспотребнадзора

Роспотребнадзор осуществляет широкий спектр полномочий, в том числе санитарно-эпидемиологический надзор, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, проведение социально-гигиенического мониторинга, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведение учета.

Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении (приказе).

Возможные итоги проверки

По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки и с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.

Если по итогам проверки инспектор выявил в вашей компании нарушения, он может:

  • привлечь к административной ответственности за выявленные нарушения в виде предупреждения;
  • наложить штраф;
  • приостановить деятельность предприятия до устранения нарушений на определенный срок;
  • при угрозе жизни или здоровью людей передать дело в суд. Такие случаи грозят лишением свободы.

Сроки проверки

По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — не более 15.

Инспекторы не имеют права

  • проводить проверку в отсутствие представителей проверяемого юридического лица (исключение составляют случаи угрозы здоровью людей, животных или государственной безопасности);
  • проводить проверку без предупреждения собственника бизнеса (даже о внеплановых проверках органы обязаны предупреждать за сутки до проверки);
  • нарушать сроки проверки;
  • забирать оригиналы документов проверяемой компании;
  • требовать информацию, документы или продукты, не относящиеся к предмету проверки;
  • разглашать результаты проверки третьим лицам;
  • предписывать проведение каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемой компании или требовать деньги за проведенную проверку.

Деятельность Роспотребнадзора регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства от 30.06.2005 РФ № 322.

Какие компании проверяют чаще всего

Чаще всего с проверками Роспотребнадзора сталкиваются организации, осуществляющие производство и продажу продуктов питания, лекарств, товаров промышленного назначения. Это магазины, аптеки, молочные, комбикормовые заводы.

Также Роспотребнадзор часто проверяет школы, детские сады, дома-интернаты. Не удастся избежать проверок и компаниям, оказывающим населению бытовые услуги.

Это гостиницы, медицинские центры, диагностические лаборатории, кафе и рестораны.

Зачем нужны плановые проверки и план проверок

От проведения плановых проверок в 2017-2018 годах освобожден малый бизнес.

Цель плановых проверок — санитарный и эпидемиологический надзор, контроль соблюдения компанией прав потребителей.

По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года (ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Чаще плановые проверки могут проводиться в организациях в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, а также в социальной сфере.

Ежегодно составляется сводный график плановых проверок. Это перечень организаций, которые в этом году будут проверять, и сведения о дате начала проверки и сроках ее проведения. План проверок размещается в открытом доступе на официальном сайте Роспотребнадзора и на сайте Генпрокуратуры РФ.

Зачем нужны внеплановые проверки

Внеплановые проверки проводятся по жалобам о нарушениях прав потребителей, если человек уже обращался в компанию, нарушившую его права, и такое обращение было оставлено без рассмотрения или не было удовлетворено.

Если проверка нужна для предоставления правового статуса, лицензии или выдачи разрешения, то она будет проведена после поступления заявления компании.

Другие причины — истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, информация об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Какие документы нужно предоставить контролерам?

Это правоустанавливающие документы организации (устав, свидетельства ИНН, ОГРН) и наличие необходимых лицензий и разрешений (например, при торговле алкогольной продукцией).

Компаниям также стоит позаботиться о наличии уголков потребителя с информационными стендами, правильно оформленных ценников и прейскурантов цен на товары и услуги с подписью руководителя, сертификатов на товар, информации о производителе и поставщике товара.

Не лишними будут свидетельства о праве собственности на помещение или договоры на аренду, договоры на вывоз мусора и иных отходов, договоры на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений.

Контролеры могут проверить наличие журналов учета санитарных проверок, журнала учета дезинфицирующих средств, программ производственного контроля, инструкций по обращению с медицинскими отходами. Замерить метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов. Осмотреть вентиляцию и освещение.

Следует помнить, что все запрошенные документы при проверке предоставляются в виде копий, заверенных подписью и печатью компании. Проверяющие не имеют права требовать нотариально заверенные копии и оригиналы документов.

Как и когда контролеры должны предупредить предпринимателя о проверке?

О проведении плановой проверки контролеры обязаны уведомить предпринимателя за 3 рабочих дня до начала проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки организацию уведомляют не менее чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом.

Предварительное уведомление организации не требуется при причинении вреда жизни и здоровью граждан, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при нарушении прав потребителей.

Если вы не согласны с результатами проверки

Существует несколько способов обжалования действий органа государственной власти в досудебном и судебном порядке, также обжалованию подлежит акт проверки или постановление о привлечении к административной ответственности.

Досудебный порядок обжалования

Если предприниматель не согласен с результатами проверки, указанными в акте проверки, или с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки он может отправить письменные возражения в Роспотребнадзор. К возражениям можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.

Жалоба рассматривается не дольше 30 дней, с дополнительными документами — не дольше 60 дней.

По результатам рассмотрения жалобы в досудебном порядке действия проверяющего могут признать незаконными, результаты проверки могут отменить, если она проводилась с грубыми решениями, либо в удовлетворении жалобы могут отказать, если закон не нарушался.

Судебный порядок обжалования

Предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий Роспотребнадзора, если он считает, что его права  в сфере предпринимательской деятельности были нарушены, на него были незаконно возложены обязанности или были созданы иные препятствия для осуществления предпринимательства.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье или должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение 3-х суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления и подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами.

Если Роспотребнадзор вынес предписание об устранении нарушений, затем постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей, но именно постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей было обжаловано и отменено по ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность), то предписание об устранении нарушений остается в силе и все еще требуется его исполнение.

Акт проверки или предписание об устранении нарушений должны быть обжалованы отдельно в досудебном или судебном порядке. Только в таком случае они становятся необязательными для выполнения.

Что такое контрольные закупки и по каких правилам они проводятся?

Контрольная закупка позволяет смоделировать ситуацию, при которой контролер проверяет, как продаются товары и оказываются услуги потребителям.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления предпринимателя по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена предпринимателю сразу после ее завершения. Должностное лицо должно предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки.

Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.

Зачем с октября 2017 года вводятся проверочные листы

С 1 октября 2017 года при плановых проверках используются проверочные листы — это списки контрольных вопросов с перечнем требований к предпринимателю. Соблюдение этих требований позволяет сохранить жизнь и здоровье граждан.

Проверочные листы должны будут упростить жизнь проверяемым компаниям, так как будут установлены конкретные требования по проверке юридических лиц в зависимости от их вида деятельности, что должно дать возможность компаниям более детально подготовиться к проверке и знать непосредственные требования, предъявляемые во время проверки. Сейчас такие конкретные требования отсутствуют.

Чтобы узнавать о самых важных изменениях, касающихся бизнеса, присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram!

Источник: https://kontur.ru/articles/4869

Выездные налоговые проверки: что надо знать налогоплательщику

Регламент выездных проверок: что нужно знать

Предлагаем вам своеобразное «руководство к действию» при проведении в вашей организации выездной налоговой проверки.

Случаи, когда налоговый орган может взыскать денежные средства только в судебном порядке, а не после проведения проверки или иных мероприятий

Прежде всего налогоплательщику следует знать, что по общему правилу налоговые органы взыскивают денежные средства с налогоплательщика во внесудебном порядке.

Так, если недоимка по налогам была выявлена, например, в результате выездной налоговой проверки, налоговики принимают решение о доначислении налогов, пени, наложении штрафа.

Оспаривать же данное решение предстоит налогоплательщику, если последний с ним не согласен.

Однако в четырех случаях налоговые органы не вправе доначислить налоги и штрафы самостоятельно и им придется обратиться в суд:

  • с организации, которой открыт лицевой счет;
  • в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за дочерними (зависимыми) организациями, с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) первых, и наоборот, со счетов дочерних по долгам основных обществ;
  • с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;
  • с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Таким образом, если налоговая инспекция провела проверку и доначислила налоги, а в вашей ситуации имеет место один из перечисленных выше случаев — ее действия незаконны (ст. 45 НК РФ).

Также взыскивать налоги, пени, штрафы в судебном порядке налоговой инспекции придется в случае, если она пропустила сроки для взыскания налогов в бесспорном.

Остановимся на двух случаях взыскания налогов в судебном порядке чуть подробнее, чтобы было более понятно, о чем идет речь.

Взыскание в судебном порядке денежных средств с организаций, в которых открыт лицевой счет

Понятие лицевого счета упоминается в письме Федерального казначейства от 21.08.2009 № 42-7.4-05/9.4-494. Согласно данному письму лицевой счет — это счет, открытый в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Взыскание денежных средств с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика

О чем в данном случае идет речь? Приведем конкретный пример.

Пример 1

Де факто продается недвижимое имущество, де юре — компания, на балансе которой оно числится. В результате продажи данной компании фактический контроль над недвижимостью переходит к конечному приобретателю фирмы.

В результате использования схемы продавец экономит как минимум НДС, а если применяет более сложные схемы — то и налог на прибыль.

Метод, который использовался для экономии налогов в данном случае, называется в налоговом планировании методом замены отношений.

В подобных случаях согласно НК РФ налоговая инспекция не вправе самостоятельно переквалифицировать сделку и доначислить налоги, а должна обратиться в суд.

Решение о проведении проверки: на что обратить внимание?

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Если к вам пришли проверяющие, в первую очередь убедитесь, что у проверяющих есть решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Кроме того, налоговики обязаны предъявить вам свои удостоверения.

В решении должны быть указаны следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Известен случай, когда в решении руководителя налогового органа было неправильно (с опечаткой) указано наименование компании. На этом основании юрист компании посоветовал не допускать проверяющих к проверке.

Таким образом, неожиданно приехавшую выездную проверку удалось отложить на некоторое время.

Также вы вправе не впускать проверяющих, если согласно решению проверку должны проводить одни должностные лица, а проводят другие.

Обратите внимание! За пределы, обозначенные в решении, проверяющие выйти не могут, то есть не могут проверить иные налоги, чем те, что указаны в решении, или налоги за период, отличный от указанного в решении.

Частота проведения проверок

По общему правилу в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Например, если решение было вынесено в 2012 г., проверяющие вправе проверить организацию начиная с 01.01.2009.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Обратите внимание! Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного год.

Исключение из этого правила составляет случай принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

При этом налоговики, проводящие самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

Сроки проведения выездных проверок

По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Однако указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Если речь идет о самостоятельной проверке филиала, то этот срок еще меньше и составляет один месяц.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Налоговая проверка может быть приостановлена для:

  • истребования дополнительных документов или информации;
  • получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России;
  • проведения экспертиз;
  • перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. Однако в исключительном случае, если в течение в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

Если проверка приостановлена, налоговый орган должен вернуть налогоплательщику все подлинники документов, истребованные при проведении проверки. Исключение составляют документы, полученные в ходе проведения выемки.

Естественно, автоматически приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Пример 2

Источник: https://www.profiz.ru/se/3_2013/vyjezdn_proverki/

Выездная налоговая проверка: правила подготовки

Регламент выездных проверок: что нужно знать

Рано или поздно офис любой компании посещает налоговый инспектор. Иногда он приходит один, а иногда в компании с товарищами в камуфляже и масках, вооруженных автоматами. Это мероприятие называется выездной налоговой проверкой (ВНП) и многие предприниматели готовы дорого заплатить за информацию о ее планируемом проведении.

Но спрогнозировать вероятность назначения ВНП можно и самостоятельно, если знать, по каким критериям налоговики отбирают потенциальных проверяемых. Эти критерии в большинстве своем открыты и общеизвестны, а подготовка к налоговой проверке позволит снизить до минимума ее риски.

В чем суть выездной налоговой проверки

Существует лишь две разновидности налоговых проверок: камеральная и выездная. Основное различие между ними – место проведения.

Если первая проводится инспектором в тиши и удобстве его собственного кабинета, то вторая требует выезда «в поля», непосредственно на место ведения бизнеса.

Суть ВНП в том, что инспектор имеет право лично осмотреть производство, убедиться, что предприятие функционирует, изучить на месте и даже принудительно изъять всю необходимую первичную документацию, а также провести инвентаризацию.

ВНП преследует более широкие цели, нежели камералка.

Так, если последняя ставит задачу проверки конкретной поданной декларации, то при ВНП исследуют правильность расчета и уплаты любых налоговых платежей в целом.

Ее предмет ограничивается лишь решением о назначении ВНП, в котором указывается, какие налоги будут исследоваться. Однако, в решении может присутствовать лишь общее указание на проверку всех налогов и сборов.

Как подготовиться к налоговой проверке?

К сожалению, ФНС не обязана предупреждать о назначении ВНП и прибытие инспектора обычно становится неприятной неожиданностью. Однако, если руководитель или владелец предприятия приходит к выводу о возможности ВНП, то в первую очередь бухгалтерии и юридическому отделу ставится задача в рамках подготовки к предстоящей налоговой проверке максимально подготовиться к встрече инспектора.

Но что нужно сделать в оставшиеся до прибытия проверяющих дни? Конечно, привести в порядок документацию:

  1. Все расходы должны быть подтверждены и экономически обоснованы. Начинать проверку наличия подтверждающих документов лучше всего с наиболее крупных расходов. Ведь чем крупнее сумма, тем выше будут доначисления.
  2. Счет-фактуры, по которым НДС заявлялся к вычету, должны присутствовать в наличии и не иметь существенных (а лучше вообще никаких) ошибок в оформлении. Если ряд операций не облагался НДС, то проверить правильность их отражения в отчетности.
  3. При использовании каких-либо налоговых льгот, нужно проверить наличие и правильность оформления документов, подтверждающих право на эти льготы.
  4. Проконтролировать правильность исчисления и уплаты налогов и сборов, подачи деклараций.
  5. Обратить внимание на правильность предоставления вычетов по НДФЛ, исключения доходов из налогооблагаемой базы, применения льгот и спецрежимов.
  6. Проверить, имеется ли по проведенным сделкам документальное подтверждение добросовестности контрагентов.
  7. При необходимости провести инвентаризацию, сверить наличие ТМЦ с данными бухгалтерского учета.

Если каких-то документов не хватает, их нужно оформить и подписать, запросить недостающие подтверждения добросовестности от партнеров компании. Полная ревизия документации компании позволит максимально снизить урон от проверки.

Однако всегда лучше предотвратить проверку, чем готовиться к ней и затем устранять последствия.

Как происходит планирование выездных налоговых проверок

Уже свыше 10 лет налоговики применяют для выбора потенциальных объектов проверок так называемый «риск-ориентированный подход».

Он позволяет с минимальными затратами получать максимальный эффект. Упрощенно говоря, чтобы выполнить план по доначислениям, инспектору нужно проверить 10 компаний из зоны высокого риска, либо 100 компаний из зоны низкого риска.

Разумеется, «искать под фонарем» проще, поэтому проверка высокорисковых фирм для налоговиков экономически выгоднее, чем попытки найти одного-двух мелких нарушителей среди десятков «белых и пушистых» налогоплательщиков.

Как правило, инспектор руководствуется Концепцией системы планирования ВНП (Приказ ФНС № ММ-3-06/333@ от 30 мая 2007 года) и применяет утвержденные ею критерии оценки деятельности фирм.

Налоговики используют как внутреннюю (то есть, полученную непосредственно налоговыми органами, например, при проверке контрагентов компании), так и внешнюю (исходящую от полиции, ФСБ, властных структур) информацию, в том числе и общедоступную.

В частности, под микроскоп налоговиков попадают следующие финансово-экономические сведения:

  • динамика платежей по налогам (в целях выявления падения выплачиваемых государству сумм);
  • суммы таких платежей (в целях проверки их своевременности и полноты);
  • показатели отчетности (в целях сравнения с прошлыми периодами и средними показателями по отрасли, а также поиска расхождений);
  • факторы, которые могут оказывать воздействие на налоговую базу.

Хотя Концепция и предусматривает, что выбор потенциальных жертв для проверки производится без учета сумм налогов, в соблюдении этого правила можно усомниться.

Проведение ВНП по компании из-за неуплаченных 100 рублей налога представляется экономически необоснованным.

А исходя из статистики ФНС, демонстрирующей рост доначислений (качества) при падении количества проверок, можно сделать вывод о направленности ВНП на фирмы с большим оборотом, с которых «есть что взять».

Как понять, что грядет налоговая проверка?

Концепция ВНП предусматривает ряд открытых показателей, с использованием которых налогоплательщик имеет возможность самостоятельно оценить вероятность назначения в отношении него ВНП. Важно их знать, ориентироваться в их использовании и уметь применять на практике.

Концепция имеет несколько приложений, в которых отражены как критерии оценки рисков, так и примерные показатели налоговой нагрузки и рентабельности, при отклонении от которых предприниматель может начинать волноваться о перспективе ВНП.

Также имеются и описания различных схем уклонения от налогов, которые необходимо изучить для понимания того, какие методы «оптимизации» применять явно не стоит ввиду их известности налоговикам.

Думайте, как налоговая

Представьте себя на месте инспектора ФНС. Подготовьте список информации, которой ФНС может располагать о компании (а знают они много).

В частности, к такой информации могут относиться:

  • сведения, указанные в ранее поданных декларациях;
  • результаты предшествующих камералок и ВНП, факты из представленных в их рамках пояснений и документов;
  • информация, полученная из деклараций контрагентов компании, а также ранее переданная им первичная документация, которые налоговики могли получить в рамках проверок;
  • сведения из материалов проверок правоохранительных органов;
  • общедоступная информация (например, с сайта компании).

Подумайте, может ли инспектор располагать какой-либо информацией из вышеприведенного списка, противоречащей представленным компанией официально сведениям. Если да, то и инспектор имеет возможность выявить эти противоречия, что послужит основанием для ВНП.

Проверьте бухгалтерскую отчетность компании на соответствие критериям оценки рисков:

  • нагрузка по уплате налогов, рентабельность и зарплата в компании не должны быть ниже среднеотраслевой;
  • организация не должна быть убыточной в течение двухлетнего периода;
  • вычеты по НДС не должны достигать 89% за год;
  • расходы не должны опережать доходы;
  • показатели компании не должны приближаться к предельным значениям спецрежимов (до 5%) дважды в год;
  • расходы ИП не должны приближаться к его доходам, а доля профессиональных вычетов не должна превышать 83%;
  • нежелательно работать с посредниками;
  • компания не должна игнорировать запросы налоговиков о предоставлении пояснений и документов (а равно сообщать, что документы испорчены или утрачены);
  • не рекомендуется менять место налогового учета свыше одного раза;
  • при заключении договоров компания не должна проявлять пассивность в проверке контрагентов (рекомендуется проверять регистрацию партнеров в ЕГРЮЛ, наличие полномочий у их руководителей и представителей).

По результатам сверки отчетности с критериями рисков можно прийти к выводу о вероятности назначения ВНП.

Как избежать внеплановой налоговой проверки?

Чтобы избежать ВНП, нужно понимать, как действует инспектор, как он приходит к выводу о том, что именно эту компанию нужно проверить. Понимание критериев, влекущих проверку, позволяет ее предотвратить в большинстве случаев.

Соответствуйте ожиданиям налоговой

Если компания еще не попала в список проверяемых, то ее руководству следует принять все меры для срочного приведения показателей в среднеотраслевые рамки.

К примеру, в 2017 году рентабельность в рыбной отрасли (разведение и вылов) составляла 49,9%, в сельском хозяйстве – 17,3%, а в производстве пищевых продуктов – 8,4%.

Налоговая нагрузка по этим отраслям составляла 7,9%, 3,5% и 28,2% соответственно.

Обязательно следует внести изменения в организацию договорной работы на предприятии, чтобы впоследствии избежать обвинения в недостаточной степени осмотрительности при проверке контрагентов.

Повысить ее можно следующими способами:

  • руководители компаний должны лично обсуждать условия сделок и подписывать контракты;
  • до совершения сделки нужно проверить личности и полномочия представителей контрагента, запросив копии их паспортов, доверенности, устава (в целях проверки срока и объема полномочий руководителя), приказа и решения о назначении на должность;
  • следует установить фактическое местонахождение партнера, запросив копии договоров аренды или выписок из ЕГРН;
  • проверке подлежит и возможность партнера исполнить обязательства (наличие лицензий, персонала, имущества, производственных мощностей);
  • сохранить способ нахождения партнера (реклама, рекомендации, сайт);
  • запросить выписку из ЕГРЮЛ.

Если организация не принимает этих мер при совершении сделок с партнерами, то налоговые органы рассматривают эти сделки, как сомнительные. Этот признак усугубляется, если такой непроверенный контрагент выступает в качестве посредника, а также если:

  • условия контракта с ним необычны (длинные отсрочки, отсутствие предоплаты, слишком крупные неустойки);
  • при наличии задолженности не предпринимается реальных действий по ее взысканию, но работа с этим партнером продолжается;
  • производятся операции с векселями неясной ликвидности, необеспеченными займами (особенно на длительный срок);
  • расходы на исполнение обязательств по таким сделкам занимают основную часть затрат компании.

Таким образом, если компания будет соответствовать ожиданиям налоговиков от показателей благополучных компаний по критериям оценки рисков и ее договорная работа будет вестись с достаточной осмотрительностью, то ВНП можно практически не опасаться.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/vyezdnaya-nalogovaya-proverka-pravila-podgotovki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.