+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

План выездных проверок и его особенности

Содержание

Особенности проведения выездной налоговой проверки

План выездных проверок и его особенности

Выездная налоговая проверка — это проверка деятельности налогоплательщика, а точнее корректности исчисления им налогов, которая проводится на его территории. Предлагаем вашему вниманию особенности такой проверки, а также некоторые правила, соблюдение которых позволит избежать лишних вопросов со стороны фискалов.

Правила выездной проверки: список

Права фискалов на проверку

Порядок подготовки к проверке: план на год и решение

Место проведения проверки

Зачем проводится выездная проверка

Как исчисляется срок налоговой проверки

Заключение

Правила выездной проверки: список

Выездной налоговой проверке присущи некоторые особенности, которые обязательно должны соблюдаться проверяющими лицами:

  • Проверка проводится только на территории налогоплательщика.
  • Основное направление проверки — правильность расчета сумм уплачиваемых налогов, а также своевременность их перечисления.
  • Проверке предшествует ознакомление налогоплательщика с решением о ее проведении.
  • Проверяемый период не может быть больше 3 предшествующих лет.
  • Каждый налог за период проверки проверяется единожды.

Следует отметить, что для выездных налоговых проверок в 2016 году этот список дополняется новой особенностью.

Так, выездная налоговая проверка не назначается по итогам представления специальной декларации, подтверждающей наличие у налогоплательщика имущества или участие в уставной деятельности организаций, находящихся за рубежом (срок представления такой декларации — до 30.06.2016).

Права фискалов на проверку

Права налоговиков на выездные налоговые проверки в 2016 году остались прежними. Так, выбор плательщика осуществляется по его территориальной принадлежности к конкретному органу.

Однако из этого правила есть исключения и касаются они крупнейших налогоплательщиков, которых проверяют определенные инспекции, работающие только с такими лицами.

Также к категории исключительных лиц относятся обособленные подразделения.

При определении ИФНС, которая будет проводить выездную налоговую проверку, следует учитывать признак территориальной миграции юридических лиц и ИП.

Он может повлиять на определение инспекции при несвоевременном внесении изменений в сведения о местонахождении налогоплательщика.

В этом случае выездная налоговая проверка будет проводиться инспекцией по старому месту нахождения.

Исходя из перечисленного выше, можно сделать вывод о том, что налоговые органы не имеют права назначать выездную налоговую проверку в отношении налогоплательщиков, не состоящих у них на учете. Стоит отметить, что факт учета транспорта и имущества не является основанием для назначения рассматриваемой проверки.

Порядок подготовки к проверке: план на год и решение

Налоговые органы начинают готовиться к проверке задолго до ее начала. Так, например, для составления плана выездных налоговых проверок на 2016 год необходимо провести предпроверочный анализ в отношении субъектов, подпадающих под определенные критерии риска, являющиеся основанием для назначения выездной налоговой проверки.

Перед непосредственным началом проверки составляется и вручается проверяемому лицу специальный документ — решение о проведении проверки. Этот документ очень важен, так как является основанием для проверки, поэтому ему уделяют повышенное внимание.

И если инспектор допустит какие-либо ошибки в отношении указанного решения (несвоевременное вручение и др.

), то это будет являться нарушением процессуальных норм и впоследствии выступит основанием для признания выездной налоговой проверки незаконной.

Данное решение составляется ИФНС, которой проводится выездная налоговая проверка (т. е. по территориальному признаку), и содержит в себе сведения о налогоплательщике, проверяемых налогах и проверяющих лицах.

Указанный документ подлежит подписанию руководителем инспекции либо его заместителем и лично вручается налогоплательщику.

В случае если последний отклоняется от получения, следует воспользоваться почтовыми услугами, но в таком случае письмо обязательно должно быть заказным.

Место проведения проверки

Итак, как уже было отмечено выше, порядок проведения выездной налоговой проверки подразумевает, что местом осуществления контрольных действий является территория налогоплательщика.

Однако на практике часто встречаются случаи, когда площадь помещения проверяемого лица не позволяет разместить всех инспекторов и обеспечить им комфортные рабочие места. В таких случаях налогоплательщик должен проинформировать об этом контролеров и попросить перенести место проверки в здание ИФНС.

Если плательщик не проявляет такую инициативу, то соответствующее решение принимается руководителем выездной налоговой проверки.

Отдельно стоит отметить ситуации, когда проверяющие решают перенести место проверки без каких-либо на то оснований.

Такие действия будут являться нарушением законодательно утвержденной процедуры проверки, и в случае наличия дополнительных ошибок в ее проведении результаты выездной налоговой проверки могут быть аннулированы.

В то же время наличие единственного вышеуказанного нарушения не будет являться основанием для отмены решения. На это указал в 2013 году ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении № А75-3810/2012.

Также следует отметить, что место проверки никаким образом не влияет на обязанность по исполнению требований налоговиков по представлению необходимой документации и по обеспечению доступа к осмотру помещений проверяемого лица.

Зачем проводится выездная проверка

Из изложенного выше следует, что выездная налоговая проверка проводится для установления возможных ошибок при исчислении налогов, а также контроля своевременности перечисления налоговых платежей. Помимо этого, контролеры обращают внимание на ведение бухучета, и если выявляют ошибки, обязательно указывают на это проверяемому субъекту.

Выездная налоговая проверка имеет ограничения по проверяемому промежутку времени.

Так, контролеры могут проверить только деятельность за 3 предыдущих года, но, как правило, на практике помимо указанного временного периода проверяется и истекший период отчетного года.

Например, если выездная налоговая проверка в 2016 году началась в октябре, то фискалы проверят 2013–2015 годы и 9 месяцев 2016 года.

Говоря о количестве налогов, подпадающих под проверку, необходимо указать на тот факт, что каждый налог проверяется единожды за период проводимой выездной налоговой проверки. В то же время фискалы не ограничены в выборе количества проверяемых налогов, на что указывают положения ст. 89 НК РФ.

Как исчисляется срок налоговой проверки

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется в том случае, если налоговики пользуются дополнительными преференциями, в противном случае законодательно установленный срок проверки составляет 2 месяца.

К таким преференциям относят право на продление и приостановление выездной налоговой проверки.

Первый срок составляет 4 или 6 месяцев, второй — 6 или 9 месяцев в зависимости от конкретных обстоятельств контрольного мероприятия.

Обычно налоговые органы пользуются указанными правами в случае, если нужно найти информацию о спорных вопросах, а также закрепить подозрение на нарушение законодательными актами. Исключение составляют проверки филиалов налогоплательщика, их срок составляет всего 1 месяц и они могут быть только приостановлены.

Днем начала выездной налоговой проверки считается день вручения решения о ее проведении, а днем окончания — день подписания и вручения акта по итогам контрольного мероприятия. Промежуток между указанными днями является сроком проведения проверки и максимально он может составлять (с учетом продления и приостановления) 1 год и 3 месяца.

Проверяющей группе необходимо провести все контрольные действия, которые были запланированы ранее, именно в указанный выше срок. Это связано с тем, что любые доказательства не могут быть приобщены к делу по истечении срока выездной налоговой проверки.

Заключение

Рассмотрев материалы нашей статьи, можно отметить наиболее важные моменты. Выездная налоговая проверка — это контрольное мероприятие, проводимое в строгом соответствии с регулирующими ее нормами.

Несоблюдение данных норм влечет за собой правовые последствия, вплоть до отмены решения выездной налоговой проверки.

Указанное последствие гарантировано в случае нарушения права налогоплательщика принимать участие в рассмотрении материалов проверки.

Применив на практике указанные в нашей статье положения порядка проведения выездной налоговой проверки в 2016 году, вы сможете отстоять свои права и интересы при возникновении вопросов со стороны налоговых органов.

Источник: https://okbuh.ru/nalogovyj-uchet/osobennosti-provedeniya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki

План выездных налоговых проверок: как понять, что вы под прицелом налоговиков?

План выездных проверок и его особенности

Это случается с каждой организаций и ИП, с одними раньше, с другими – позднее. Это как для автомобилистов первый снег, все знают, что это произойдет, но наступление этого всегда неожиданно. Догадались, о чем речь?

Я о выездной налоговой проверке. Любые «гости», а из налоговой инспекции особенно, вносят дезорганизацию в работу фирмы, отвлекают сотрудников бухгалтерии от основных обязанностей, создают обстановку напряженности и нервозности.

Проще говоря, визит не из приятных. И мало кто откажется предугадать его заранее. Сегодняшней темой разговора станет план выездных налоговых проверок.

Можно ли с определенной долей точности предсказать, когда к вам нагрянут «гости» из ФНС?

Где искать причины проверок?

Под выездными проверками понимают те из них, которые проводятся на территории индивидуального предпринимателя или фирмы. Они имеют неприятную особенность – затягиваться при проведении и нести наибольшую угрозу для финансового положения.

Для оценки вероятности проверки проводится оценка ключевых показателей деятельности – тех, которые используют налоговые инспекции, составляя план выездных налоговых проверок.

Эти показатели, которые выступают в роли критериев при оценке рисков, утверждены в составе Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России № ММ-3-06/333 от 30.05.2007 г.).

Что же это за показатели (критерии)?

Налоговая нагрузка и убыточность

Рассчитывается по формуле:

НН = Н / В * 100%

Н – стр. 4124 отчета о движении денежных средств;

В – выручка = стр. 2110 отчета о прибылях и убытках.

Если налоговая нагрузка больше или равная среднеотраслевой, то риск меньше. Показатели налоговой нагрузки можно найти в Приложении №3 к Концепции.

Если за три предшествующих календарных года в отчетности имели место убытка в двух и более периодах, то вероятность проверки увеличивается. Хорошо, что убытки, связанные с началом новой деятельности, налоговыми органами не учитываются.

Вычеты по НДС

Риск проверки увеличивается, если доля вычетов по НДС в общей сумме начисленного налога больше или равна 89% за 12 месяцев. Доля рассчитывается последовательно, за 4 предыдущих квартала. Долю вычетов определяют по формуле:

ДВ = НДС(выч.) / НДС(исчисл.) * 100%

НДС(выч.) – общая сумма к вычету, стр. 220 разд.3;

НДС(исчисл.) – общая сумма исчисленного НДС, стр.120 разд.3

Темп роста доходов и расходов

Для этого проводят расчет ряда показателей:

А – темп роста расходов в целях налогообложения (стр. 030 листа 02 декларации по налогу на прибыль);

Б – темп роста доходов в целях налогообложения (стр.010 листа 02);

В – темп роста расходов по данным бухгалтерского учета (стр. 2120, 2210, 2220 отчета о прибылях и убытках);

Г — темп роста доходов по данным бухгалтерского учета (стр. 2110 отчета о прибылях и убытках).

Риск проверки повышается в любом из случаев:

А > Б; В > Г; А ? Б ? В ? Г.

Зарплата работников

Риск проверки увеличивается, если величина среднемесячной заработной платы работника меньше среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности в субъекте. Чтобы рассчитать ваш показатель, воспользуйтесь формулой:

СЗП = ФОТ / ССЧ /12

ФОТ – фонд оплаты труда;

ССЧ – среднесписочная численность.

Приближение к границам лимитов на спецрежиме

Неоднократное приближение к лимитам нахождения на спецрежиме увеличивает риск выездной проверки. Критическим приближением является 5% и менее.

Игнорирование требований налоговой инспекции

На камеральной проверке в налоговой инспекции могут быть выявлены: противоречия в документах, ошибки, несоответствие сведений налогоплательщика и инспекции. Об этом организация получает уведомление. Не представление требуемых документов и игнорирование требований может стать причиной проведения другой проверки – уже выездной.

Уровень рентабельности

Сначала рассчитывают показатели рентабельности:

— рентабельность продаж:

Р(продаж) = П(продаж) / СС * 100%

П(продаж) – прибыль от продаж (стр. 2200 отчета о прибылях и убытках);

СС – себестоимость продаж (стр.2120 отчета о прибылях и убытках).

— рентабельность активов:

Р(активов) = П(до н/о) / А

П(до н/о) – бухгалтерская прибыль до налогообложения (стр. 2300 формы №2);

А – стоимость активов (стр. 1600 баланса).

Рассчитанные показатели сравнивают со статистическими данными, приведенными в Приложении №4. Если данные по компании на 10% и более меньше, чем среднеотраслевые, то это повод для проверки.

Высокий налоговый риск

Это не слишком конкретный критерий, который подразумевает отсутствие у компании информации о данных регистрации контрагента, его местонахождении, складах, отсутствие документов, которые подтверждают полномочия руководителя и представителя контрагента и т.п.

Конечно, даже если вы не отвечаете ни одному критерию, и риск проверки оценивается как низкий, то никаких гарантий это дать не может.

В план выездной налоговой проверки вы можете попасть и по «счастливой» случайности. Однако в ваших силах подойти максимально ответственно к составлению бухгалтерской отчетности и деклараций.

Если они некачественные, то в этом случае уже после камеральной проверки вы рискуете больше всего.

О том, чем чреваты выездные налоговые проверки и как себя вести при их проведении, читайте в следующих статьях.

Источник: http://pommp.ru/nalogi/plan-vyiezdnyih-nalogovyih-proverok-kak-ponyat-chto-vyi-pod-pritselom-nalogovikov/

План налоговых проверок ИП в 2018 году

План выездных проверок и его особенности

Для контроля за своевременной и полной оплатой предпринимателями, а также юридическими лицами обязательных сумм налогов службы налогового контроля проводят проверки. Этот метод является одним из наиболее эффективных для выявления и устранения нарушений.

Утверждается  план налоговых проверок в 2018 году еще в конце 2017 года. Выбор же организаций,  где будут инспектировать соблюдение налогового законодательства, начинается еще в сентябре.

Вся информация о  данных проверках, а именно объектах ее проведения обязательно после согласования размещается на официальных страницах Федеральной налоговой службы, а также Генеральной прокуратуры.

По своей сути налоговые проверки – это контроль за налоговой чистотой налогоплательщика. Поэтому подвергнуты ему могут быть все, в том числе и ИП, независимо от статуса. Задачей же всех типов налоговых проверок является сверка соответствия поданных в ФНС отчетов и деклараций с реальными данными.

Право и обязанность налоговых органов на осуществление проверок регламентированы статьями 31, 82, 100 НК РФ.

Проверка может быть проведена как одним инспектором, так и группой, в состав которой могут входить эксперты, переводчики, специалисты различных отраслей, чьи познания могут быть полезными при проведении проверки.

По результатам проведенных проверок инспектором или руководителем инспекционной группы, в течение 2 месяцев должен быть составлен акт налоговой проверки. В его содержание входят:

  1. Перечень выявленных нарушений с обязательным указанием нарушенной нормы закона.

  2. Выводы инспекции, и ее предложения по устранению выявленных нарушений.

Оформленный и подписанный акт проверки вручается ИП под роспись. За ИП при этом закреплено право отказаться от росписи в получении акта в случаях, когда ИП не согласен с актом в целом, либо с каким либо из его пунктов.

При этом ИП будет обязан в течение 14 дней предоставить в контролирующий орган обоснованное заявление по поводу несогласия с результатами проверки.

К заявлению можно прилагать любые документы, служащие подтверждением позиции ИП.

Система контрольных мероприятий в 2018 году

Налоговые проверки инспекторами ФНС проводятся согласно правилам и нормам осуществления контрольных действий за деятельностью предприятий и предпринимателей.

  План проверок, в том числе и налоговых, не должен включать в себя ИП или организации, которые подпадали под инспектирование на протяжении прошлых 3 лет с некоторыми исключениями.

Стоит отметить, что в окончательном документе, который будет содержать информацию об объекте инспекции, обязательно указаны такие данные:

  • полное название организации, ИП согласно учредительным документам;
  • реальное местонахождение объекта контроля;
  • цель плановой инспекции;
  • время, которое займет данная налоговая ревизия, но она не может превышать полных 20 рабочих дней;
  • полное название органа налогового контроля, который будет проводить контрольные мероприятия.

Что касается исключений по предприятиям и ИП, где может проводиться ревизия, то постановление, которое ограничивает инспекции на объектах малого бизнеса, не распространяется на некоторые из них. Речь идет о тех юридических лицах и ИП, где были ранее зафиксированы нарушения, которые повлекли:

  • административные штрафы;
  • приостановление предпринимательской деятельности;
  • приостановление действия лицензии.

В любом случае во время плановой налоговой проверки должны соблюдаться все правила и нормы ее проведения. В случае выявления нарушений со стороны проверяющих результаты проведенных контрольных действий могут быть оспорены и аннулированы. Наиболее часто результаты контрольных действий считаются недействительными в таких случаях:

  • ревизия была инициирована без особых на это оснований, которые указаны в законодательных актах РФ;
  • низкий уровень квалификации проверяющих, которые не владеют полностью знаниями и правилами налогового законодательства;
  • уведомление о предстоящих контрольных действиях в компании или ИП было сделано несвоевременно, то есть, позже, чем за 3 дня до прихода проверяющих, либо вообще не уведомили о проверке представителей объекта инспекции;
  • контролеры запрашивали документацию, которая не касается темы текущей инспекции;
  • период ревизии был превышен.

В случае выявления подобных нарушений представителю объекта ревизии необходимо обратиться с заявлением в вышестоящий контролирующий орган или подать иск в суд об аннулировании результатов проверки.

Суть контрольных действий налоговых органов

Суть понятия «налоговая проверка» представляет собой систему мероприятий отделов налоговой службы, ответственной за контроль соблюдения налогового законодательства, а именно:

  • корректностью расчетов сумм оплаты налогов;
  • своевременностью внесения налоговой оплаты;
  • соответствию внесенной суммы размеру рассчитанного платежа.

Именно налоговики отвечают за проверку полноты поступлений в государственные бюджеты всех обязательных налогов и сборов, которые позже наполнят казну.

Выявление нарушений проходит путем сопоставления данных с документов, изученных во время инспекции, а также налоговых деклараций, которые были поданы в местные налоговые органы.

Для классификации налоговых проверок ИП, а также юридических лиц принято использовать различные виды классификаций:

  • согласно объемов изучаемой информации, а также места совершения контрольных действий:  1)камеральная – проверка налоговых начислений после их подтверждения и принятия ответственными лицами контролирующих органов; 2)выездная – инспекция, которая проводится на месте регистрации  и работы налогоплательщика и включает в себя инспекцию всех необходимых документов, расчетов для составления полного отчета действий ИП или юридического лица, подпадающего под контроль. В случае, когда нет возможности проведения данных мероприятий на месте функционирования объекта инспекции, то допускается ревизия в помещении фискального органа с предоставлением всех запрашиваемых документов.
  • согласно конкретным вопросам налоговой проверки: 1) комплексная – включает в себя абсолютно все операции и действия по соблюдению фискального законодательства за указанный проверяющими период, не исключающая ни одну сферу деятельности организации, которая подпала под ревизию; 2) выборочная – акцент инспекции направлен на один или несколько вопросов финансово-хозяйственной деятельности ИП или юридического лица; 3) целевая – контрольные действия направлены на определенное действие ИП или организации.
  • согласно метода организации: 1) плановые- включены в план, который утверждается органами налогового контроля на весь год в конце предыдущего отчетного периода; 2) внеплановые – инспекция, которая проводится без предварительного уведомления ИП или юридического лица. Она является следствием поступления в фискальные органы негативной информации об объекте ревизии от юридических или физических лиц либо от правоохранительных органов.

Различные типы налоговых ревизий сопоставимы между собой за счет различного направления классификации. То есть, плановая инспекция может быть выездной и комплексной, к примеру.

  Бывают также случаи, когда проводится контрольная ревизия, которая включает тот же период, то же направление инспекции для подтверждения проведения предприятием действий по устранению нарушений.

Кроме этого налоговики практикуют и встречные проверки, которые одновременно с осмотром документов объекта ревизии запрашивают документацию их контрагентов и партнеров для полной сверки данных о деятельности организации.

Стадии подготовки  ревизии

Первым этапом подготовки плана фискальных инспекций в 2018 году является изучение ее потенциальных объектов, то есть, ИП и юридических лиц, которые требуют инспекции соблюдения налогового законодательства. До сентября 2017 года в прокуратуры по регионам налоговики предоставляют свой план проверок на следующий год.

Весь первый месяц осени сотрудники прокуратуры проверяют соответствие указанных ФНС организаций требованиям действующему законодательству. К началу октября фискальные органы получают от них уже изученный план проверок с предложениями проведения совместных ревизий для получения максимальной пользы от данных мероприятий.

Кроме этого из плана налоговых проверок прокуратура исключает все те объекты, которые по тем или иным нормам не подпадают под контрольные мероприятия.

Стоит отметить, что в этом году таковыми являются организации и предприниматели, которые подпадают под классификацию «малый бизнес». Данное ограничение введено до 2018 года.

Есть и другие категории, которые исключают ИП и юридических лиц из плана проверок.  К примеру, прокуратура исключила из изначального списка около 85%  объектов.

Окончательный план налоговых ревизий размещен на сайте Генеральной прокуратуры. Также с ним можно будет ознакомиться на страничке ФНС и Единственном реестре проверок.

Данные в данных сводных планах включают основную информацию об объекте контроля, а также контролирующий орган, который будет ее проводить. В случае с такого типа контрольными действиями это будет орган фискального контроля по месту регистрации и местонахождения ИП или юридического лица.

Особенности налоговых проверок в 2018 году

Как уже говорилось, налоговые ревизии могут быть разного типа. Одной из главных классификаций считается раздел на плановые и неплановые. Но в данном варианте, эти разновидности более актуальны для инспекций других контролирующих органов, а для ФНС они существуют более на практике, чем обусловлены в законодательстве.

Причиной данной ситуации является то, что внеплановые инспекции абсолютно нигде не предусмотрены документами об организации выездных проверок. Но это абсолютно не означает то, что таковые инспекции не проводятся.

В случае необходимости, которая возникает как следствие поступления в органы ФНС опрометчивой информации об организации, сотрудники налоговых органов имеют право внести коррективы в план налоговых проверок, добавив туда нужный объект.

Чтобы начать проводить любые контрольные мероприятия, инспектор должен в обязательном порядке руководству предприятия, подпавшему под налоговую инспекцию, предъявить Направление на проведение проверки, завизированное руководством налоговой службы в регионе.

В этом документе должны быть указаны такие параметры:

  • дата оформления;
  • полное название органа ФНС;
  • данные Приказа о проведении данной ревизии;
  • полное название объекта инспекции, а также другие его регистрационные реквизиты;
  • цель контрольных действий;
  • основания;
  • даты начала и завершения;
  • должность и данные инспектора, который будет проводить данные действия.

Направление в обязательном порядке должно быть заверенным руководствующими лицами органа контроля и скреплено печатью.

Результаты проверки обязательно должны быть оформлены в акте.

Он заполняется в 2 экземплярах, подписывается исполнителями, регистрируется в налоговой на протяжении 5 дней после проверки и дается на ознакомление руководству объекта проверки.

Акт проверки вручается руководствующему лицу организации либо исполняющему его обязательства. Никому другому инспектор не должен передавать данный документ для первоочередного ознакомления.

Многие предприниматели боятся проверяющих с налоговой. Но, когда проверка плановая, то можно подготовиться к ней заранее. Это даст возможность полностью исправить свои недочеты, чтобы не платить штрафы ил лишиться лицензии после инспекции.

План налоговых проверок на 2018 год был утвержден в конце декабря прошлого года. С ним можно ознакомиться и проверить, стоит ли ожидать проверяющего в ближайшее время.  К тому же в любо случае о любой плановой инспекции ИП или руководитель юридического лица предупреждается за 3 дня до ее начала.

Поэтому не стоит волноваться, а лучше подойти ответственно к вопросу подготовки.

  • ipmaster
  • Распечатать

Источник: https://ipexperts.ru/proverki-shtrafy/plan-nalogovyh-proverok.html

Критерии включения налогоплательщика в план выездных проверок

План выездных проверок и его особенности

В обязанность налоговых органов входит контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Одной из форм такого контроля является выездная налоговая проверка в отношении хозяйствующего субъекта, право на проведение которой прямо закреплено  НК РФ.

Порядок проведения выездных проверок, сроки и периодичность их проведения регулируются ст. 89 НК РФ. Согласно п.

5 данной статьи налоговые органы не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, так же как не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за некоторым исключением).

Налогоплательщики могут сами провести оценку своей деятельности и уточнить налоговые обязательства, не дожидаясь проведения выездной налоговой проверки. Данные критерии являются общедоступными.

Критерии рисков размещены на сайте ФНС (www.nalog.ru) и регулярно обновляются. ФНС рекомендует каждому налогоплательщику ознакомиться со сведениями, размещенными на сайте, для самостоятельной оценки рисков.

Возможность невключения в план выездных налоговых проверок зависит в большинстве своем от прозрачности деятельности, а также полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет.

На основании этого можно констатировать, что согласно Концепции планирование выездных проверок – это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным.

Ранее планирование выездных проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов. Концепцией же определен алгоритм такого отбора.

Он основан на всестороннем анализе информации, которой располагают инспекции (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

Как проводится отбор налогоплательщиков для проверки?

Выбор объектов для проведения выездных проверок построен на тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. На этапе планирования анализу подлежат все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

При изучении финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика инспекция анализирует:

– суммы исчисленных налогов и их динамику с целью выявления тех налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы налоговых начислений;

– суммы уплаченных налогов и их динамику по каждому виду налога (сбора) в разрезе каждого вида с целью контроля за полнотой и своевременностью их перечисления;

– показатели налоговой и бухгалтерской отчетности с целью определения значительных отклонений показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов;

– сведения, содержащиеся в представленных налогоплательщиком документах, и информация, которой располагает налоговый орган с целью выявления несоответствия и противоречий между ними;

– факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

Кроме того, при выборе объектов для проверки обязательно учитывается информация, поступающая от граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате заработной платы «в конвертах», неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений.

Основания для включения в план проверок

Приоритетными для включения в план выездных проверок являются хозяйствующие субъекты, в случае если:

– у контролеров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств;

– результаты проведенного анализа их финансово-хозяйственной деятельности свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Общедоступные критерии оценки рисков

Концепцией определены 12 общедоступных критериев самостоятельной оценки налогоплательщиками рисков. Они также используются фискалами в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок.

В ходе анализа налоговики выявляют наиболее вероятные «зоны риска» и, как следствие, реагируют на возможное совершение налоговых правонарушений путем организации необходимых мероприятий налогового контроля (в том числе и выездной налоговой проверки).

Вероятность назначения проверки высока, если хозяйствующий субъект:

– имеет низкую налоговую нагрузку в сравнении с хозяйствующими субъектами в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности);

– имеет убытки в течение двух и более календарных лет;

– отражает в налоговой отчетности значительные суммы вычетов по НДС (доля вычетов равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев от суммы начисленного с налоговой базы налога);

– имеет темп роста расходов от реализации товаров (работ, услуг), опережающий темп роста доходов;

– выплачивает среднемесячную заработную плату работникам в размере ниже среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в субъекте РФ;

– имеет неоднократное (два и более раза в течение календарного года) приближение (менее 5 %) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих ему право применять спецрежимы;

– имеет расходы, максимально приближенные к сумме дохода, полученного за календарный год (внимание налоговиков привлечет доля профессиональных вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных индивидуальным предпринимателем в декларации по форме 3‑НДФЛ, в общей сумме доходов, превышающая 83 %);

– строит финансово-хозяйственную деятельность на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

– не представляет запрашиваемые налоговым органом документы, пояснения на запросы налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;

– неоднократно (два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица) осуществляет снятие с учета и постановку на учет в налоговых органах в связи с изменением своего места нахождения («миграция» между инспекциями);

– имеет значительное отклонение (в сторону уменьшения) уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики на 10 % и более.

Если зарплата ниже среднего уровня по отрасли

В числе налоговых рисков, как отмечено выше, учитываются показатели выплаты работодателями заработной платы ниже среднего уровня по отрасли в регионе, а также ведение хозяйственной деятельности с применением схем уклонения от уплаты налогов. 

Как и где получить информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ? Можно обратиться к таким источникам, как:

– официальные интернет-сайты территориальных органов Росстата;

– сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень);

– официальные интернет-сайты управлений ФНС по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей.

* * *

Фискалы отказались от тотального контроля и перешли к контролю, основанному на критериях риска, в основу которого положен комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Как указывается в Концепции, приоритетными для включения в план выездных проверок являются те субъекты, в отношении которых у контролеров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Систематическое проведение же налогоплательщиком самостоятельного анализа своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

И если показатели деятельности, оцененные по названным в статье критериям, отличаются от установленных ФНС, то целесообразно представить налоговикам (по своей инициативе или по их требованию) пояснения, а если имеется такая необходимость – скорректировать свои налоговые обязательства в уточненной декларации, которая должна сопровождаться пояснительной запиской. Игнорировать в таком случае общение с контролерами не рекомендуем.  

Источник: http://buhgaltermsc.ru/stati/article_post/kriterii-vklyucheniya-nalogoplatelshchika-v-plan-vyyezdnykh-proverok

Налоговые проверки в 2018 году – список организаций

План выездных проверок и его особенности

Налоговые проверки в 2018 году – список организаций, которые должны быть проверены, закрыт для публичного доступа. Это мероприятия, в которые могут быть вовлечены любые юрлица и ИП. В каких случаях их деятельность может обратить на себя особое внимание налоговиков? Ответ узнайте из нашего материала.

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2018 год предусмотрены законом?

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2018 год?

График налоговых проверок на 2018 год

Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?

Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2018 год?

Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?

Итоги

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2018 год предусмотрены законом?

Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте.

Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст.

88 НК РФ).

Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.

Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.

Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки.

В ведомстве при этом остается другая копия — с отметкой «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен», которая заполняется соответствующим субъектом.

Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов.

Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым.

На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.

Таким образом, ФНС с целью обеспечения конструктивного взаимодействия с плательщиком в части получения доступа к документам может быть весьма полезно предупреждать его о визите инспекторов.

О сроках проведения выездных ревизий читайте в статье «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2018 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.

2016 № ММВ-23-2/24@) а также задействование различных «неофициальных каналов».

Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

График налоговых проверок на 2018 год

Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/provedenie_nalogovyh_proverok/nalogovye_proverki_-_spisok_organizacij/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.