+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Откуда появляется налоговый риск, и как его уменьшить

Содержание

Налоговый риск: виды, факторы, последствия, анализ и оптимизация

Откуда появляется налоговый риск, и как его уменьшить

В процессе ведения хозяйственной деятельности предприниматели довольно часто сталкиваются со всевозможными рисками, от которых нередко зависит успех в бизнесе.

Такая стратегия вполне может быть оправданной, так как условия жёсткой конкуренции требуют своевременного внедрения новых идей и технологий.

Решаясь на такой шаг, предприниматель должен адекватно оценивать степень риска и уметь им управлять.

Природа возникновения риска

Такое понятие, как налоговый риск, можно рассматривать с двух позиций: предпринимателя и налоговой инспекции.

С одной стороны коммерсанты могут попасть в сложную ситуацию, вызванную повышением налоговой ставки или сокращением определённых льгот, а с другой стороны контролирующие органы рискуют недополучить необходимую сумму в бюджет в связи с ужесточением режима и изменением налоговой политики.

Многие факторы налоговых рисков бизнесмены научились определять заранее. В связи с этим непредвиденные ситуации возникают в большинстве случаев по причине неопределённости или недостаточного знания законодательства. Умение правильно просчитать ситуацию на много шагов вперёд значительно смягчает последствия, и позволяет заранее защититься от неприятностей.

Первый шаг в сторону управления рисками

Довольно часто российские коммерсанты не уделяют должного внимания налоговой системе, в результате запланированная тактика ведения бизнеса оказывается убыточной из-за чрезмерных налоговых отчислений. Особенно обидно бывает обнаружить такую неприятность после совершения сделки, причём о негативных последствиях могут сообщить сами налоговые органы.

Естественно, в такой ситуации начинают искать того, кто виноват в создавшейся ситуации, и думать, как теперь исправлять последствия налоговых рисков. Ответ в такой ситуации очевиден.

Вместо того чтобы обвинять бухгалтера, финансового директора или налогового консультанта в неверности расчётов или надеяться на то, что последствия будут не такими значительными, правильнее всего было бы научиться управлять рисками.

Но для этого нужно правильно понимать природу возникновения критической ситуации, а также её масштаб.

Как не упустить момент возникновения налогового риска

Как ни странно, искать причину проблемы нужно не в тот момент, когда налоговый риск привёл к возникновению задолженности по платежам, а намного раньше, когда сделка была на стадии разработки.

При использовании грамотного налогового планирования в 90% случаев можно избежать негативных последствий.

Политика агрессивного ведения бизнеса, основанная на устранении конкуренции любым путём, не совместима с рациональным снижением налогового бремени.

Современная структура бизнеса устроена таким образом, что в процессе финансовой деятельности одни создают риски, а другие их предугадывают. Компании, которые только начинают развитие своего бизнеса, должны наиболее активно контактировать с контролёрами налоговых обязательств.

На практике же такие стороны предпочитают оставаться на разных полюсах. Например, нередки такие ситуации, когда о совершенной сделке бухгалтер узнаёт довольно поздно, и что-либо изменить не представляется возможным.

В связи с такой ситуацией многие солидные компании создают у себя специальные структурные подразделения, которые обязаны просчитывать все возможности возникновения налогового риска.

Виды налоговых рисков и причины их возникновения

Если рассматривать негативные последствия с точки зрения их возникновения, то риски можно разделить на отдельные группы.

Российское законодательство довольно часто имеет неоднозначное толкование, чем пользуются некоторые коммерсанты.

В погоне за получением прибыли руководители предприятий пытаются склонить суть спорного нормативного документа в свою пользу, в связи с чем они автоматически попадают в зону риска, так как пытаются снижать налоговое бремя. В такой ситуации требуется предельная осмотрительность и хорошее знание нормативной базы.

Довольно обидно, когда налоговый риск возникает по причине несогласованности управленческого аппарата. Бухгалтерская структура и менеджеры не имеют возможности предварительного обсуждения планируемой сделки, в результате чего страдает весь бизнес.

Неоднозначное толкование закона и документальные нарушения

Риск возникновения негативных налоговых последствий наиболее вероятен при заключении необычных договорных отношений, финансовый механизм которых не до конца продуман.

Финансовые налоговые риски нередко появляются в связи с некачественным оформлением документации или её отсутствием. По статистике основная масса доначисленных налоговых платежей появилась по причине отсутствия бумажного подтверждения проведённой операции. Это происходит от того, что руководители, получив деньги, не придают должного значения оформлению их появления.

Портфельные и внешние риски

Так называемые портфельные риски несут скрытую опасность, особенно, если компания имеет большую сеть филиалов или дочерних предприятий. Ситуация может стать угрожающей, когда отдельные риски объединятся в одно целое.

На первый взгляд негативная ситуация, сложившаяся в отдельно взятом филиале, может показаться пустяковой, но когда такие проблемы начинают носить массовый характер, то фирме становится довольно трудно нейтрализовать последствия.

Изменения налогового законодательства, судебные разбирательства, смена руководства – все эти факты относятся к внешним рискам. Региональные особенности налогообложения могут усугубить обстановку, так как в нашей стране некоторые ставки налогов устанавливаются на местном уровне. А если компания ведёт внешнюю торговлю, то в таком случае учёт налогов ещё более усложняется.

Кто должен управлять рисками

То, что рисками можно и нужно управлять, не вызывает сомнения. Для поиска правильных решений и путей выхода из кризиса в современном бизнесе создаются профессиональные консультационные фирмы. Для управления налоговым риском существует ряд приёмов и методов, которые позволяют прогнозировать вероятность наступления нежелательного события.

Экономическая деятельность в сфере управления рисками носит довольно специфический характер и требует от профессионалов своего дела глубоких знаний в области налогообложения, гражданского и уголовного права.

Основной целью при решении задач по налогообложению является поиск оптимального сочетания доходной части и возможного риска.

Эта формула особенно важна при воплощении в жизнь высоко прибыльных проектов, так как известно, что чем выше доход, тем больше риск.

Как и в любой другой сфере, управление рисками подчиняется определённым правилам, соблюдение которых приводит к положительному результату:

  • Для получения сравнительно небольшой выгоды нельзя рисковать многим.
  • Всегда нужно чётко представлять последствия проводимых действий.
  • В бизнесе никогда нельзя ставить на кон больше, чем имеешь.

Этих экономических констант вполне достаточно, чтобы удерживать бизнес в рамках допустимого риска. Соблюдение таких принципов порождает основные приёмы предупреждения рискованных ситуаций. Говоря иначе, риск можно избежать, принять или снизить.

Избежание риска является наиболее предпочтительным приёмом. В его основе лежит полный отказ от совершения сделки в случае обнаружения негативных последствий.

Но отказ от запланированной модели ведения бизнеса означает также потерю прибыли. Так что, исключая налоговый риск, нужно соразмерять его с другими потерями.

Кроме того, отказ от одного рискованного дела может повлечь за собой цепочку других негативных последствий.

Принятие налоговых последствий может быть полным или частичным. В этом случае бизнесмен обязан отвечать собственными активами за все последствия, которые возникнут в результате осуществления той или иной операции.

Снижение налоговых рисков является наиболее трудоёмким и в то же время эффективным путём решения сложных экономических ситуаций.

Уход от налогов

В нашей стране уклонение от налогов является противоправным действием, за которое предусмотрены разные меры наказания. Последствия целенаправленного уклонения от налоговых обязательств могут быть разделены на криминальные действия и некриминальные.

Нарушение налогового и правового законодательства, неправильное ведение бухгалтерского учёта, занижение реальной стоимости товара, арифметические ошибки, допускаемые при расчёте налогов, являются некриминальными действиями в зависимости от суммы преступления.

Методы уклонения от уплаты налогов, приводящие к плачевному результату

Лидером среди всех схем незаконного уклонения от налогов является скрытая реализация.

Этот самый простой, и в то же время криминальный способ, основан на непроведении части выручки по счетам бухгалтерского и налогового учёта.

Сокрытие доходов может осуществляться путём нарушения режима использования ККТ, недостоверного отражения договорных платежей и превышения лимита наличных взаиморасчётов между юридическими лицами.

При использовании этих методов учёт налогов ведётся с помощью двойной бухгалтерии, в которую внесены заведомо ложные данные.

В соответствии с уголовным законодательством такая «оптимизация» налогов, в зависимости от суммы причиненного ущерба, наказывается лишением возможности вести ту или иную коммерческую деятельность. Также виновные лица могут быть арестованы на срок до полугода и лишены свободы до трёх лет.

Легальная оптимизация налогов

Законная оптимизация налогообложения базируется на определённых принципах, которые соблюдаются при взаимоотношениях между коммерсантами и контролирующими органами:

  • Налоги необходимо платить в соответствии с установленным законодательством.
  • Начисления должны быть оплачены не позже последнего дня установленного срока.
  • Организация вправе начислять минимальные налоги без нарушения законодательства.

Законную оптимизацию налоговых платежей нужно отделять от преднамеренного уклонения. Для того чтобы не перейти эту грань, в компании должно быть организовано профессиональное планирование и контроль.

Налоговые риски договора, который заключается с партнёром, должны быть своевременно оценены и оптимизированы.

Каждый руководитель должен хорошо осознавать степень ответственности, которая будет возложена на него в случае нарушения закона.

Источник: http://fb.ru/article/282428/nalogovyiy-risk-vidyi-faktoryi-posledstviya-analiz-i-optimizatsiya

Как снижают налоговые риски, избавляясь от «проблемной» компании

Откуда появляется налоговый риск, и как его уменьшить

«На практике собственники зачастую, желая избавиться от компании, банально “продают” ее, – начал свое выступление Юрий Воробьев. – То есть перерегистрируют ее на посторонних лиц, которые либо потеряли в свое время паспорт, либо оказывают подобные услуги за деньги.

Одновременно с этим компания меняет место регистрации и перестает сдавать отчетность». В лучшем случае через какое-то время регистрирующий орган самостоятельно исключает ее из ЕГРЮЛ. Такое право дано ему статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.

01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В худшем случае (что происходит намного чаще), продолжил лектор, налоговики при обнаружении «старых грехов» начнут раскапывать все связи этой компании с целью доначислить налоги. «Если учредителем или директором в периодах возникновения недоимки были реальные лица, участвующие в операциях компании, то риск неблагоприятных последствий очень существенный», – подчеркнул Юрий Воробьев.

Ведь на них лично может быть возбуждено уголовное дело по статье 199 УК РФ. При этом, согласно пункту 2 статьи 49 НК РФ, если несостоятельность юрлица была вызвана действиями учредителя, то на него может быть возложена субсидиарная ответственность по уплате налогов. Хотя если учредителей было несколько, то проверяющим уже будет сложнее доказать, кто именно давал спорные указания.

Для выявления недоимки налоговики назначают выездную проверку. Поскольку обычно на этот момент в компании реально никого и ничего нет (даже помещения), то все вопросы обращаются к бывшему директору или учредителю, которые действовали в спорный период.

Найти их с помощью оперативников МВД России не составит труда. Докладчик напомнил, что для проверки доступны только три календарных года, предшествующие самой процедуре (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Если компания уже «простояла» некоторое время, то на него уменьшится спорный период – ведь за время простоя нет оснований доначислять налоги.

Чаще всего на момент проверки у бывших руководителей уже нет никаких документов по деятельности компании. Либо они переданы по передаточному акту при «продаже» компании, либо сгорели, украдены, испорчены водой.

В этом случае инспекторы прибегают к расчетному способу исчисления налогов, право на который им дано в случае непредставления в течение двух месяцев документов (п. 7 ст. 31 НК РФ).

Если расчеты с проверяемой компанией осуществлялись через банк, то налоговики обычно принимают за налоговую базу всю сумму доходов компании, без учета расходов. Это, конечно, неправомерно, но доказывать это придется уже в суде.

В ходе выступления у участников заседания возникли вопросы:

– Каким именно образом были произведены расчеты?

– В такой ситуации при отсутствии первичных документов доначислить налоги будет очень сложно.

«Формальную реорганизацию налоговики могут оспорить в суде»

«Страх налоговых проверок, а также нежелание тратить силы и время на разрешение проблем в процессе добровольной ликвидации побуждают даже добросовестных налогоплательщиков прибегать к такому способу избавления от компании, как реорганизация, – с таких слов начала свой доклад Кира Гин-Барисявичене.

– Самыми популярными ее формами являются слияние или присоединение». На практике предварительно в каком-либо отдаленном регионе создается новая компания либо подбирается компания, которая также вскоре планирует завершить свою деятельность. Далее производится само присоединение или слияние.

Такая тактика связана с тем, что местонахождение организаций в разных концах страны затрудняет контроль. Передача документов и сведений о реорганизуемом налогоплательщике из одной инспекции в другую может затянуться или вообще не произойти.

Кроме того, у инспекции в новом регионе нет оснований для пристального контроля.

«Все эти нюансы снижают риски возникновения претензий, – подчеркнула докладчик. – Но не стоит исключать риск проведения выездной проверки, предусмотренной пунктом 11 статьи 89 НК РФ при проведении реорганизации. Даже несмотря на то, что в практике в связи с загруженностью инспекций вероятность проверки мала».

Однако если у реорганизуемой компании есть недоимка, реорганизацию могут просто оспорить. «В моей практике встречались такие случаи, – рассказала Кира Гин-Барисявичене.

– При этом они указывали, что создание общества путем слияния нескольких юридических лиц, зарегистрированных в различных населенных пунктах, и последующая их ликвидация не свидетельствуют о намерении создания юрлица для осуществления предпринимательской деятельности».

Чтобы этого избежать, на практике новая компания продолжает какое-то время существовать и в обязательном порядке сдает налоговую и бухгалтерскую отчетность. Если за этот период проводятся операции, направленные на получение дохода, то тогда шансы налоговиков оспорить процедуру реорганизации довольно малы.

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/1642-kak-snijayut-nalogovye-riski-izbavlyayas-otproblemnoy-kompanii

Как компании снизить налоговые риски

Откуда появляется налоговый риск, и как его уменьшить

Налоговые риски — это вероятный убыток предприятия, который может возникнуть при неблагоприятном развитии событий в части фискальных взаимоотношений с государством. В статье разберемся, что такое налоговые риски организации, определим критерии и порядок их оценки.

Возникновение налоговых рисков (НР) по большей части обусловлено желанием налогоплательщика снизить размер фискального обременения. Иными словами, все компании и предприниматели заинтересованы в том, чтобы уплачивать в государственный бюджет меньшие суммы налогов и сборов. Причем решение данного вопроса осуществляется не всегда законно.

Однако умышленное сокрытие и занижение налогооблагаемой базы — не единственный фактор НР. К таковым можно отнести:

  • финансовую и правовую безграмотность субъекта;
  • неверную трактовку действующего законодательства;
  • двойственность фискальных норм и правил налогообложения;
  • отсутствие информации об изменениях и нововведениях в правовой базе;
  • технические ошибки;
  • недобросовестность контрагентов.

Иными словами, возникновение фискальных рисков связано с прямым нарушением законодательства, когда нормы НК РФ и других законов игнорируются полностью. Либо с косвенными нарушениями, при которых нормы и правила налогообложения соблюдены не полностью.

Следовательно, при выявлении аналогичных нарушений экономический субъект практически сразу попадает под особый контроль со стороны ФНС. Налоговики инициируют выездную проверку, чтобы на месте определить налоговые риски предприятия.

Классификация по видам

Виды налоговых рисков организации классифицируются на:

  1. Внутренние и внешние.
  2. Предсказуемые и непредсказуемые.
  3. Систематические и несистематические.

Также НР можно классифицировать на три большие группы по времени их возникновения:

  1. До проведения проверки ФНС, когда спор с представителями еще не возник, например, ошибки и нарушения возникают из-за недобросовестности контрагентов либо из-за неверного оформления хозяйственных операций.
  2. Во время контрольных мероприятий. Нарушения были выявлены в ходе проведения проверки (ревизии) как камеральной, так и выездной.
  3. По итогам проведенной проверки. В таком случае возникают разногласия между ФНС и подконтрольным субъектом, при котором составляется соответствующий акт для дальнейшего обжалования.

Действующие критерии оценки

Для анализа ФНС разработало специальный перечень критериев, по которым определяется степень фискальных убытков. Отметим, что данный список не является секретным. То есть налоговики настоятельно рекомендуют проводить самостоятельные проверки по данному перечню. Такой подход позволит предприятию избежать фискальных правонарушений и штрафных санкций.

Итак, действующие критерии оценки налоговых рисков закреплены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] и отражают:

Отсутствие
  • фактических правовых взаимоотношений контрагентов при заключении договоров и соглашений, в том числе и с физлицами;
  • документации, подтверждающей права, обязанности и полномочия руководителя предприятия либо его законного представителя;
  • подтверждений факта госрегистрации контрагента в ФНС;
  • реальных доказательств (фактов), подтверждающих ведение финансово-хозяйственной деятельности контрагентами;
  • экономических обоснований по образованию цен (стоимости) договоров;
  • обоснованности применения рассрочек, отсрочек по оплате договоров;
  • реальных попыток взыскания образовавшихся долгов, неустоек, пеней и штрафов по договорам (контрактам);
  • процентов и обеспечений по выдаваемым и получаемым займам либо их необоснованное занижение.
Наличие
  • низкой фискальной нагрузки, в сравнении с аналогичными субъектами по отрасли;
  • финансовых потерь, отражаемых в отчетности в течение нескольких календарных лет;
  • больших вычетов по НДС;
  • высокого роста расходов (затрат, издержек) и остановка (сокращение) роста доходов;
  • низкого уровня оплаты труда, в сравнении со средними показателями по отрасли, региону;
  • близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
  • высокой доли расходов предпринимателя, уменьшающих начисляемый им подоходный налог от основной деятельности;
  • необоснованного количества посредников при заключении договоров;
  • бездействий или действий, свидетельствующих о сокрытии информации или нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
  • частой смены мест постановки на налоговый учет в ФНС;
  • низкого уровня рентабельности осуществляемой деятельности, при сравнении со средним по отрасли.

Данные критерии применимы не только к налогоплательщикам на ОСНО, но и к «упрощенцам», перешедшим на специальные режимы налогообложения. Например, оценит налоговая риски бизнеса юрлиц и ИП на УСН или ЕНВД.

Отметим, что на основании анализа данных критериев формируется внешняя и внутренняя налоговая политика нашей страны, а также оцениваются налоговые риски государства в целом. Такой подход позволяет своевременно скорректировать действующую политику, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

Самостоятельный контроль

Чтобы налогоплательщикам избежать проблем с ФНС, необходимо организовать самостоятельный контроль и эффективное управление НР. Систематическая оценка налоговых рисков — единственное верное решение в данной ситуации.

Рекомендации от представителей ФНС, как обеспечить безопасность в отношении НР:

  1. Избегайте сомнительных сделок.
  2. Заключайте сделки только с проверенными контрагентами.
  3. Откажитесь от услуг подозрительных компаний.
  4. Все операции оформляйте документально, согласно действующим инструкциям и требованиям.
  5. Постоянно следите за обновлениями и изменениями в фискальном законодательстве.
  6. Позаботьтесь о разработке и утверждении системы управления налоговыми рисками.

Также налоговики настоятельно рекомендуют периодически организовывать повышение квалификации работников бухгалтерской службы.

Источник: http://ppt.ru/art/nalogi/riski-bisnesa

Налоговые риски: методы самообороны

Откуда появляется налоговый риск, и как его уменьшить

Елена Сафарова, Руководитель отдела правового консалтинга и судебных споров компании «ЦБА», Москва

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Каковы причины возникновения налоговых рисков 
  • Какие документы помогут компании защититься от необоснованных требований налоговой инспекции
  • Как узнать мнение налоговиков и судей по какому-либо спорному вопросу
  • Что такое налоговая «подушка безопасности» и как она поможет компании избежать штрафов за неуплату налогов

Налоги – значительная статья расходов любого предприятия.

Но чтобы в бюджет государства поступали только те платежи, которые прописаны в Налоговом кодексе, Вам необходимо создать эффективную систему управления налоговыми рисками.

Это положительно скажется не только на бюджете Вашей компании, но и на ее стоимости. Ведь снижение возможности претензий со стороны налоговиков повышает доверие инвесторов к компании.

Налоговые риски возникают как в результате ошибок или недостатка информации внутри компании, так и от влияния внешней среды (см. Виды налоговых рисков). Но с другой стороны, риск – это событие, которое может и вовсе не произойти. А значит, рисками можно управлять – уметь прогнозировать наступление события и вовремя принимать меры для его снижения или предотвращения.

Виды налоговых рисков

Слово «риск» пришло к нам из французского языка. В дословном переводе  оно означает «отвесная скала». Впоследствии понятие риска распространилось на любую угрозу для мореплавателей. Налоговый риск по сути то же самое, только относится к предпринимательской сфере – это любая опасность, которая угрожает компании в процессе начисления и уплаты обязательных платежей.

Налоговые риски можно условно разделить на четыре вида. 

  1. Информационные риски. Возникают, когда в законодательстве нет прямого указания на то, как действовать в той или иной ситуации. Например, Ваша компания получила счет-фактуру, подписанную при помощи факсимиле. Можно ли по такому документу принять НДС к вычету? В Налоговом кодексе информации нет. Судебная практика показывает, что суды в этом вопросе имеют диаметрально разные позиции.
  2. Риски процесса. Эти риски возникают из-за неправильных действий самой компании. Так, предприятия чаще всего нарушают сроки представления в банк сведений об открытии или закрытии счета, сроки представления налоговой декларации, ошибаются при исчислении и уплате налогов. 
  3. Риски окружения. Связаны с разным толкованием законодательства компаниями и налоговыми органами. Возьмем, к примеру, постановление Конституционного суда от 14.07.2005 №9-П, где указано, в каких случаях налоговая инспекция может восстановить пропущенный срок давности, чтобы привлечь компанию к ответственности. Руководствоваться рекомендуется следующим правилом: если компания препятствует налоговой проверке, использует неясное положение законодательства о сроках давности в ущерб другим организациям и общественным интересам, то инспекция может штрафовать компанию, даже если установленный трехлетний срок прошел. На практике компании и налоговики по-разному понимают это положение, из-за чего и возникают споры о том, какие действия под него подпадают, а  какие – нет. 
  4. Репутационные риски. Компания, к которой есть претензии со стороны налоговиков, будет менее интересна контрагентам, клиентам и тем более инвесторам. Причина происхождения этих претензий (были ли это собственные ошибки компании, непредвиденные изменения законодательства или трактовка неопределенности закона налоговым органом) значения не имеет.

Как снизить налоговые риски

Методов, которые позволят Вашей компании уменьшить налоговые риски, не так уж и мало.

Например, правильность своих действий компания может подтвердить дополнительными документами или ссылками на существующие судебные прецеденты.

Также Ваша компания сама может инициировать судебный процесс на небольшую сумму, чтобы определить позицию арбитражного суда по спорному вопросу. Рассмотрим, как на практике применять методы управления налоговыми рисками.

Сбор дополнительных документов

Налоговые инспекторы в ходе проверок особое внимание уделяют расходам компании. Часто претензии звучат так: расход экономически не оправдан или документально не подтвержден, а значит компания неправомерно включила его в уменьшение прибыли. Однако можно и нужно противостоять позиции чиновников.

Такие претензии не будут звучать оправданно, если Ваш юрист или финансовый директор заранее позаботится о документах, подтверждающих экономическую обоснованность расхода. Какие конкретно документы могут быть использованы в качестве доказательств, зависит от ситуации.

Вы как Генеральный Директор всегда можете поинтересоваться, есть ли в отношении того или иного спорного расхода следующие документы (этого бывает достаточно, чтобы компания могла обосновать свою позицию):

  • запросы в государственные органы (Минфин России или ФНС России) и ответы на них;
  • аналитические справки самой компании или внешних консультантов о том, почему данный расход можно включить в уменьшение прибыли;
  • внутренние приказы руководителя компании, подтверждающие производственную направленность расхода;
  • внутренние документы компании (к примеру, документ, определяющий маркетинговую политику, поможет доказать, что расходы на маркетинговые исследования экономически оправданны);
  • постановления судов (надо искать подходящие примеры из судебной практики того региона, где работает Ваша компания);
  • отчеты внешних специалистов о проделанной работе по тому или иному вопросу (если, например, налоговые инспекторы считают, что расходы на привлечение сторонних консультантов не имели под собой никаких оснований).

Пример

Организация решила заключать с соискателями, а также с некоторыми своими сотрудниками ученические договоры. Это позволяет делать статья 198 Трудового кодекса. За время обучения (действия ученического договора) сотрудникам будут платить стипендию.

Поскольку стипендия, выплачиваемая на основании ученического договора, не облагается ЕСН, можно предположить, что налоговые инспекторы посчитают заключение ученических договоров экономически не оправданным действием и доначислят налог.

Поэтому для подстраховки организация обратилась за разъяснениями в Минфин России (в департамент таможенно-тарифной политики). Сотрудники департамента в своем ответе подтвердили правоту компании (см. письмо Минфина России от 24.10.2006 №03-05-02-04/167).

Теперь организация может не опасаться, что налоговые органы доначислят ЕСН.

Обратите внимание: письмо, рассмотренное в примере, вряд ли даст Вашей компании стопроцентную защиту в аналогичном вопросе. Во-первых, этот документ не был создан по запросу именно Вашей компании, во-вторых, не имеет непосредственного отношения к Вашей хозяйственной операции, являющейся предметом спора.

Однако если письмо Минфина было выпущено в виде разъяснений какого-либо вопроса, то такой документ вполне подойдет в качестве доказательства. Как правило, письма Минфина России или ФНС России, адресованные какой-либо компании, начинаются со слов: «В ответ на Ваш запрос сообщаем…».

Понять, носило ли письмо разъясняющий характер или было адресовано конкретному предприятию, поможет анализ письма. Это задача Вашего юриста, финансового директора или бухгалтера.

Изучение мнения налоговиков и судей

Узнать мнение налоговиков и судей по какому-либо спорному вопросу, связанному с исчислением и уплатой налогов, Вы можете опытным путем – это так называемый метод судебного прецедента. Использовать этот метод можно двумя способами.

Первый заключается в том, что Вы вносите в бюджет всю сумму спорного налога, затем всю ее возвращаете. Это так называемый метод полного судебного прецедента. То есть сначала Ваша бухгалтерия уплачивает в бюджет налог, рассчитанный на основании позиции налогового органа.

Затем она сдает уточненную налоговую декларацию и просит вернуть уплаченный налог. Даже если суд решит дело не в Вашу пользу, то неблагоприятные последствия Вашему бизнесу не грозят, так как налог уже уплачен. Если же судьи займут Вашу сторону, то Вы сможете вернуть деньги.

Второй способ заключается в частичной уплате налога, последующей сдаче уточненной налоговой декларации и просьбе о возврате налога.

Этот способ более предпочтителен, так как отвлекает меньшую сумму из оборота компании, а результат будет аналогичным: вы получите решение суда и (или) налогового органа по спорному вопросу, на которое Вы сможете ссылаться впоследствии.

Однако в  этом случае Вы больше рискуете, так как суд может занять сторону налоговиков и придется доплачивать налог, а с ним и пени и, возможно,  штрафы за пропущенные сроки.

Пример

Компания заключила договор аутсорсинга на ведение бухгалтерского и налогового учета. Довольно часто налоговые органы признают расходы по таким договорам экономически необоснованными. Не зная, как поведет себя налоговая инспекция, организация, чтобы обезопасить себя, может применить метод судебного прецедента двумя способами:

  • уплатить полностью налог на прибыль, например, за 2008 год, то есть не относить расходы по договору аутсорсинга в уменьшение налогооблагаемой прибыли, подать уточненную налоговую декларацию и, получив отказ в возврате излишне уплаченного налога, обратиться в суд;
  • заплатить налог на прибыль частично, например, за четвертый квартал 2008 года, после этого подать уточненную декларацию, приложив к ней письмо с подробным обоснованием своей позиции, и, в случае отказа налогового органа в возврате излишне уплаченного налога, обратиться в суд.

Однако, несмотря на кажущееся удобство таких способов устранения неясностей в законодательстве, нужно не забывать о поправках в пункт 10 статьи 89 Налогового кодекса, действующих с 1 января 2007 года.

Их суть в следующем: если компания подала уточненную налоговую декларацию, в которой указана меньшая сумма налога, инспекторы вправе провести в компании повторную выездную налоговую проверку. В рамках данной проверки будет проконтролирован период, за который представлена «уточненка».

Таким образом, Вам надо учитывать, что, используя метод судебного прецедента, Вы можете спровоцировать новую масштабную выездную налоговую проверку Вашей компании.

Налоговая «подушка безопасности»

Суть этого метода в том, что компания умышленно создает переплату по налогам, или же, обнаружив, что переплатила налоги, не возвращает их из бюджета, а планирует направить средства в счет будущих платежей.

Метод управления налоговыми рисками с помощью налоговой «подушки безопасности» основан на позиции Высшего арбитражного суда РФ, выраженной в постановлении пленума ВАС РФ от 28.02.2001 №5.

По мнению судей, если за предыдущие периоды у компании есть переплата по определенному налогу, которая перекрывает или сумму налога, заниженного в последующем периоде, или равна ей, – правонарушение не возникает, так как не образуется задолженность в бюджет.

А значит, не возникает угрозы начисления пеней, штрафов по статье 122 Налогового кодека, а также угрозы привлечения к уголовной ответственности.

Реализовать на практике этот метод Вы можете двумя способами:

  1. Бухгалтерия сдает в налоговый орган уточненную декларацию и заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога. Допустим, Ваша компания получит отказ в возмещении. В этом случае не надо обращаться в арбитражный суд, лучше оставить переплату что называется «про запас» – на случай выездной налоговой проверки и возможных доначислений по данному налогу. Однако у этого способа есть и недостатки. Во-первых, Вы не используете в обороте средства (переплату), несмотря на то что, обратившись в арбитражный суд, Вы могли бы их вернуть. Во-вторых, есть шанс пропустить срок, в течение которого Вы вправе обжаловать решение ИФНС, и потерять возможность вернуть сумму переплаты вообще. Кроме того, используя данный способ, Вы должны помнить о возможности назначения налоговым органом повторной проверки.
  2. Ваша бухгалтерия не сдает в налоговый орган уточненные налоговые декларации, сохраняя переплату до момента проведения выездной налоговой проверки. Если по ее результатам будут доначисления, то Ваш юрист в возражении на акт налоговой проверки может заявить о переплате и попросить учесть это обстоятельство. Практика показывает, что налоговики не учитывают переплаты при вынесении решений по выездным налоговым проверкам. Но такая позиция не всегда согласуется с судебной практикой: судьи часто выносят решения в пользу компаний (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.12.2001 №2607). Надо сказать, что мнение арбитражных судов по данному вопросу полностью согласуется с законом. Так, в обязанности налоговых органов входит «сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога» (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Пример

Налоговая инспекция провела выездную проверку ЗАО «Пензахлебопродукт». По ее итогам предприятию доначислили НДС в размере 523 тыс. руб., а также предложили уплатить штраф в сумме 104 тыс. руб. Не согласившись с выводами налоговиков, компания обратилось в суд.

Дело в том, что на момент, когда налоговики выявили недоимку, у компании была переплата по НДС в размере 996 тыс. руб. Судьи пояснили, что данная переплата полностью перекрывала сумму доначисленного налога, а значит, у компании не было задолженности перед бюджетом.

В результате решение налоговых инспекторов о привлечении предприятия к ответственности в виде штрафа было отменено (см. постановление ФАС Поволжского округа от 15.05.2008 №А49-4532/2007).

Источник: https://www.gd.ru/articles/3118-nalogovye-riski

Значение налоговых рисков в экономическом развитии

Откуда появляется налоговый риск, и как его уменьшить

Двадцать пять лет назад начался отсчет становления и развития новой налоговой системы России.

В 1991 году вновь созданная налоговая инспекция воспринималась бывшими кооператорами, в одночасье ставшими бизнесменами, не как источник многочисленных угроз, а как почти факультативное веление времени.

Предписания государства платить несущественные по тем временам налоги воспринимались вполне естественно. Отрезвление произошло достаточно быстро, налоговые риски вошли в состав основных угроз предпринимательской деятельности, и с тех пор эволюционируют, непрерывно совершенствуясь.

Понятие налоговых рисков

Понятие налоговых рисков, к сожалению, в законодательстве не раскрыто. Это странно, поскольку явление долгие годы четко проявлено как на государственном уровне бюджетного устройства, так на корпоративном уровне экономической деятельности.

Безусловно, современные вызовы (международный терроризм, санкции, экономический кризис) сдвигают акценты в оценке угроз и опасностей.

Тем не менее, налоговые риски были и остаются одними из ключевых для всех субъектов социальных, финансово-правовых, фискальных и производственных отношений нашего общества.

Настоящие проблемы стоят не только перед Россией. Цивилизационные преобразования, скорее всего, неминуемы. Они во многом трансформируют и бюджетную структуру устройства национальных экономик. Следовательно, и налоговые системы ждут изменения.

Взять, к примеру, вопросы социальных обязательств государства, среди которых один из ключевых – вопрос пенсионного возраста. Альтернатив его решения нет, есть только отсрочка. Все это означает, что налоговые риски находятся, скорее всего, в преддверии существенных структурных преобразований.

И к этому нужно быть готовыми, а значит, требуется системное видение и понимание вероятностей неблагоприятных событий в данной сфере.

Если обратиться к базовому определению рисков и на его основе попытаться определить понятие налоговых рисков, то получится следующее.

Налоговый риск – это возможность наступления неблагоприятного события, в результате которого субъект, принявший решение в сфере налогообложения, теряет или недополучает ресурсы, утрачивает ожидаемую выгоду или несет дополнительные финансовые и имиджевые издержки.

В настоящем определении предпринята попытка уравновесить интересы противоположных сторон: государства и бизнес-организации.

Из общего объема представленного выше понятия намеренно исключены субъекты-налогоплательщики, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность. К ним относятся физические лица, некоммерческие и иные организации из числа государственных институтов.

Бизнес, как известно, является основным донором бюджетных средств за счет установленной фискальной нагрузки на его экономику. В данном вопросе интересы плательщиков и фискальных органов разнонаправлены. Налицо диалектическое противоречие.

Государство заинтересовано в лучшем наполнении бюджета, а организации стремятся снизить налоговое бремя для целей максимизации прибыли и успешности деятельности.

Налоговый риск как специфическая форма риска обладает следующими чертами:

  • отсутствие вероятности благоприятного исхода;
  • значительная удаленность по времени принятого решения и рискового события;
  • высокий уровень субъективности оценки риска;
  • состав вероятности факторов не стабилен во времени;
  • возможность возникновения новых рисков, предусмотреть которые было сложно в момент принятия решения;
  • фискальный риск относится одновременно к финансовым и правовым категориям.

Классификационные виды фискальных рисков

В первую очередь, виды фискальных рисков рассматриваются с позиции двух сторон бюджетно-налогового процесса: государства как законодателя и собирателя средств в форме налогов и организаций, которые выступают в роли налогоплательщиков. Для организации-налогоплательщика имеются три основных подхода к принятию решения, способного предопределить налоговые последствия.

  1. Подход, полностью соответствующий предписаниям финансового и налогового законодательства. Данный подход не может на 100% исключить некоторые виды фискальных рисков.
  2. Подход, характеризующийся относительной законностью принимаемого решения. Решение строится на противоречиях между гражданским, финансовым и налоговым правом, на судебной прецедентной практике, на «дырах» в законодательстве. Формально в таком подходе нет нарушений, и умысел практически недоказуем.
  3. Использование незаконных схем минимизации налогов.

Виды различных налоговых рисков сопутствуют также законотворческой и фискальной функции государства. Система налоговых правоотношений – достаточно сложная и многофакторная. Она тесно связана со всеми отраслями права и многочисленными экономическими механизмами макро- и микроуровней. Данные риски возникают в моменты принятия решений:

  • в сфере изменения и развития системы налогов и сборов;
  • по уточнению обязанностей и прав участников налоговых правоотношений;
  • о заключении международных соглашений в сфере регулирования вопросов налогообложения;
  • в ходе выполнения контрольных функций;
  • в ходе споров и судебных разбирательства с налогоплательщиками.

Классификация налоговых рисков также предусматривает в своем составе признаками, которые отделяют интересы государства и налогоплательщика. Основные критерии для деления рисков на классы в своем составе насчитывают семь групп. Классификационная таблица представляется вашему вниманию ниже.

Деление видов налоговых рисков по основным классификационным признакам

Каждый из указанных в таблице признаков заслуживает отдельного рассмотрения. Мы же остановимся лишь на первом признаке уровня вероятности реализации. Рассмотрим каждый из обозначенных по нему видов.

  1. Высокий налоговый риск. Критерии для данного вида включают факты: нарушение налогового законодательства, позиция Минфина и (или) ИФНС обоснована и неблагоприятна, судебная практика свидетельствует против организации либо отсутствует.
  2. Средний налоговый риск. К нему относятся следующие выполненные критерии: отсутствие формального факта нарушения налогового кодекса, позиция ИФНС и (или) Минфина РФ сформировалась против решения налогоплательщика, а судебных прецедентов нет, или позиция судов не ясна.
  3. Низкий риск. Удовлетворены следующие критерии для данного вида: судебная практика складывается в пользу налогоплательщиков, позиция фискальных органов неблагоприятна, нарушений законодательства нет.

Система управления налоговыми рисками на предприятии

Работа с фискальными угрозами строится в едином русле корпоративной системы риск-менеджмента. Управление налоговыми рисками организационно относится к функциональному составу финансового департамента управления компании. Алгоритм действий традиционный: выявить (идентифицировать), оценить, снизить вероятность последствий.

Управление налоговыми рисками на предприятии мы понимаем как процесс выявления, качественной и количественной оценки фискальных угроз, разработки комплекса мероприятий по их нейтрализации и снижению опасности налоговых и иных санкций. Предупреждение фискальных угроз является одной из основных задач главного бухгалтера и финансового директора, но бремя ответственности несет руководитель компании.

Процесс реализуется в несколько этапов.

  1. Анализ существующей налоговой нагрузки.
  2. Внутренний и внешний аудит.
  3. Анализ действующего финансового и налогового законодательства и перспектив их развития.
  4. Анализ перспектив деятельности компании с позиции налоговой базы.
  5. Выявление и оценка основных факторов риска.
  6. Анализ налоговых рисков.
  7. Выбор методов и форм снижения рисков, выработка решений по их минимизации.
  8. Выполнение плана мероприятий.
  9. Изменение соответствующих политик в финансовой сфере: учетной, налоговой, заимствований, кредитной и т.д.
  10. Мониторинг и контроль хода выполнения плана мероприятий и соблюдения политик, текущий аудит учетных действий.

Схема факторов, определяющих фискальные риски

Выше размещена схема основных внешних и внутренних факторов налоговых рисков.

Основой для выявления факторов для компании является ясность в восприятии позиции инспекторов ИФНС по отношению к соблюдению критериев риска, описанных выше.

В налоговой службе действует Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. В документе сформулированы критерии самостоятельной оценки организациями возможных налоговых рисков. Их состав представлен далее.

Состав критериев самооценки фискальных рисков. Источник: Приказ ФНС от 30 мая 2007 г. за № ММ-3-06/333

Новейшая история развития экономики демонстрирует постепенное сужение гаммы средств, позволяющих снижать уровень фискальных рисков. Это связано с двумя причинами.

Первая из них обусловлена продуктивностью законодательства и контролирующих органов. Стоит признать, что профессиональный уровень ИФНС вырос.

Вторая причина вызвана большим числом трактовок учетных событий, имеющих двойственное толкование, рассматриваемое в судах в пользу бюджета.

К сожалению, налоговые риски, для их уменьшения до приемлемого уровня, требуют такой концентрации профессионализма в учете, налогообложении, судебной практике, что заниматься ими в малом и среднем бизнесе становится невыгодно. Наблюдая эту картину, я терпеливо жду, когда же придут лучшие времена, и государство вложится в изменение ситуации. Это непростая задача, но альтернатив нет.

Источник: http://projectimo.ru/upravlenie-riskami/nalogovye-riski.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.