+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Налог на воду

Содержание

Налог на воду из скважины для физических лиц на своем участке, что нужно знать

Налог на воду

Любая предпринимательская деятельность регулируется налоговым законодательством. В 2018 году правительством России принят ряд мер, которые помогут пополнить бюджет страны и вывести из тени предпринимателей, ведущих деятельность в обход законов, всеми способами пытаясь уйти от налогообложения.

Одной из приоритетных задач является контроль за использованием природных ресурсов, которые являются общим достоянием и в то же время зачастую находятся в частных владениях. Вопросам, связанным с налогами за использование скважин для добычи воды, в последнее время уделяют много внимания.

Люди пытаются понять, кому придется платить в казну за добычу ценного ресурса, а кого налогообложение обойдет стороной. Юридический аспект в знании этого вопроса стоит на первом месте.

После «водной амнистии»

Вода — ценный природный ресурс, расход которого государство старается держать под контролем. Особое внимание уделяется скважинам на дачных участках: надзорные органы регулярно проводят ревизии, выявляя нарушителей закона «О недрах» и накладывая штрафы на предприимчивых граждан, не имеющих соответствующих лицензий.

Чтобы дать владельцам приусадебных участков возможность без штрафных санкций оформить официальные документы на скважины, с 2015 по 2018 год правительство объявило «водную амнистию». За это время многие домовладельцы, имеющие на своих участках точки по добыче воды, легализовались, оформив соответствующие лицензии.

Им удалось избежать штрафных санкций и теперь они могут на законных основаниях добывать воду в пределах норм и инструкций.

Артезианская вода — достояние государства

Важно! Существенные изменения коснулись некоммерческих объединений дачников. Если раньше им требовалось оплачивать 7,5 тысяч рублей за предоставление лицензии за использование вод для хозяйственно-бытовых нужд, то сейчас самое время выйти из тени: принятый Госдумой в третьем чтении закон освобождает от этой пошлины тех, кто обратится до 1 января 2020 года.

Регламентирующие законы

Добыча водных ресурсов регулируется законом №2395-I «О недрах», который был принят в 1992 году.

Кроме того, порядок лицензирования и все вопросы, связанные с использованием скважин, определены в Постановлении Верховного Совета РФ N 3314-1 «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» и Инструкции Комитета по геологии и использованию недр или Роскомнедра от 1994 года. Законом четко определены категории скважин, попадающие под налогообложение.

Разумное потребление воды на первом месте

Штрафы на нарушителей накладываются весьма внушительные:

  • Для физических лиц — от 3 до 5 тысяч рублей*.
  • Для юридических лиц — от 88 до 100 тысяч рублей*.
  • Для руководителей предприятий — от 30 до 50 тысяч рублей*.

Любое незаконное использование водных ресурсов рано или поздно станет очевидным. Наличие на участке артезианской скважины не дает основания пользоваться ей безвозмездно и всегда требует оформления лицензии. Налог на артезианскую скважину — лучшая альтернатива штрафам и судебным разбирательствам.

За какую воду придется платить налог

Налог на выигрыш в лотерею

От предназначения скважины зависит, будет ли она облагаться налогами. Однозначно платить налог на скважину придется тем, кто берет воду из артезианского водоносного горизонта. Это как раз тот стратегический запас, который является достоянием страны.

Прежде чем приступить к бурению артезианской скважины на загородном участке, нужно пройти множество согласований.

Составление технического паспорта, проектная документация на скважинный процесс, получение разрешения и лицензии — необходимые процедуры, которые дадут государству возможность получить полную картину по объекту, не допустят опасного воздействия на экосистему.

Налог на артезианскую скважину в частном доме варьируется в зависимости от потребления ресурса и территориального расположения владений. В районе Байкала, к примеру, ставки дороже, чем на Северо-Западе России и в Сибири.

Налог на воду из скважины для физических лиц, которые используют водоносную жилу для личных целей, составляет в данный момент 81 рубль за 1000 м3. Но само лицензирование, включая все этапы согласований, стоит приличных денег. В Москве, к примеру, стоимость этой процедуры может составлять от 500 тысяч до двух миллионов рублей.

Важно! Налог выплачивается ежеквартально, не позднее 20 чисел месяца. Просрочка платежей грозит наложением пени.

Налог на добычу воды из скважины для юр лиц определен законом. Тем, кто решит освоить артезианскую воду на собственном земельном участке, придется пройти непростой путь, который включает в себя:

  • согласование проекта с местным управлением Федерального агентства водных ресурсов;
  • получение разрешения в отделении Роспотребнадзора, если участок будет пригоден к проведению такого рода работ;
  • согласование этих документов и заказ проекта бурения;
  • обращение за получением лицензии в местное отделение Министерства природных ресурсов.

Важно! Любая скважина должна быть оборудована счетчиком, который будет показывать расход воды.

Прежде чем получить чистую воду, нужно пройти непростой путь лицензирования

Кто освобождается от налога

Владельцам обычных трубчатых и шахтных колодцев можно не беспокоиться: вода, которую берут из первого водоносного слоя, налогами не облагается. Статья 18 закона «О недрах» гласит, что лицензия не нужна в случае, если вода не является средством предпринимательской деятельности.

Государству не придется платить налог на скважину в частном доме в тех случаях, когда:

  • воду из колодцев используют для полива огорода и кормления животных;
  • глубина горизонта составляет 30-40 метров;
  • центральное водоснабжение не пересекается с глубиной забора воды;
  • добыча воды не приносит коммерческой прибыли;
  • за сутки из скважины можно взять до 100 кубов воды.

Важно! Чтобы узнать, какая глубина скважины не облагается налогом, нужно определить гидрогиологические характеристики участка. В большинстве случаев разрешенным считается глубинный уровень от 5 до 20 метров, в некоторых ситуациях — до 40 метров.

Только при соблюдении этих пунктов можно свободно пользоваться водой на индивидуальных приусадебных участках. В противном случае контролирующие органы вправе провести инспекцию.

Сначала нарушителя предупредят, затем оштрафуют, вынесут предписание, в котором убедительно «попросят» зарегистрировать самодел.

Если и эти меры не будут выполнены, то придется заглушить скважину за счет ее владельца.

Не всякая скважина облагается налогами

Обычные дачники, которые используют колодцы для нужд огорода и водопоя скотины, могут спать спокойно. В данный момент законодательно они освобождены от налогов за использование скважин. Предпринимателям же нужно быть осмотрительнее.

Бегать от законов бессмысленно. Если будут нанесены серьезные повреждения природе, не избежать судебных процессов. Лучше один раз привести документы на приусадебном участке в порядок, чем бояться проверок и оплачивать крупные штрафы.

*Указанные расценки актуальны на июль 2018 г.

Источник: https://shtrafsud.ru/prochie-shtrafy/nalog-na-skvazinu.html

Налог на воду из скважины для организации и физических лиц

Налог на воду

Многих жителей нашей страны поразила новость о том, что в скором времени появится налог на воду из скважины, оборудованной на собственном участке. Связано это с обеспокоенностью правительства дефицитом бюджета. Некоторые политики даже рады возложить на безработных содержание поликлиник, больниц и школ. Налог на скважину может стать пустяком на фоне других повышений цен.

Что такое налог на скважину

В настоящее время Налоговый кодекс вместе с законом «О недрах» разрешают дачникам и владельцам собственных домов и коттеджей использовать колодец или скважину для полива огорода и теплиц, водопоя домашних животных и птицы. О потребностях человека в использовании воды в этих документах нет никакой информации.

Не взимается налог с домашней скважины в следующих случаях:

  • водозабор оборудован на личном участке;
  • вода используется только для полива и водопоя живнотных;
  • забор осуществляется с первого горизонта (с глубины 30-40 м);
  • центральное водоснабжение производится с других глубин;
  • вода не используется при осуществлении предпринимательской деятельности.

Эти данные свидетельствуют о том, что скважина на вашем участке обычно не подлежит налогообложению. Но для этого нужно иметь лицензию. Она поможет избежать штрафов. Ведь законы могут поменяться в любой момент.

Для получения разрешения на пользование водой нужно узнать, на какой глубине находится водоносный первый горизонт в вашей местности. Чаще всего он распложен гораздо ниже скважины.

Тогда можно обращаться к помощи Территориального фонда геологической информации. Для обращения нужно:

  • заполнить бланк заявки;
  • оплатить пошлинный сбор;
  • приложить карту участка в масштабе 1:10000.

После получения будут не страшны никакие новые законы, если бурение скважины происходило в соответствии с законом «О недрах».

Бурение артезианских скважин

Некоторые люди бурят скважины с целью получения артезианской воды. Она значительно чище и ценнее, чем с верхнего слоя. Глубина артезианского колодца обычно составляет более 100 м.

На такой глубине она полностью защищена от атмосферных осадков, в нее не проникают сточные воды. Эта ценнейшая влага является ресурсом человечества. Такой воды довольно мало в мире. Ее источники обязательно обкладываются налогами.

Для бурения необходимо выполнить несколько требований;

  • ближе 300 м не должно быть химических источников заражения;
  • объекты, несущие биологическую угрозу, должны быть удалены от скважины на расстояние не менее 200 м;
  • объекты человеческой деятельности располагаются на расстоянии до 30 м;
  • поблизости от скважины запрещено пользоваться химическими удобрениями;
  • место бурения нужно обнести забором.

Источниками химического заражения могут быть нефтебазы, заправочные станции, некоторые промышленные объекты. Биологическую угрозу несут скотомогильники, свалки, объекты канализационной системы. К объектам жизнедеятельности человека относятся сады, огороды, дома, бани. Теперь нужно собрать некоторые документы:

  • Генеральный план участка;
  • ситуационный план;
  • документы на право собственности;
  • план, выданный кадастровыми органами.

Теперь можно идти получать разрешение на буровые работы. Делается это в Департаменте по недропользованию. Сами буровые работы вместе с документами на их разрешение могут обойтись в сумму 2 млн рублей. Это во многом зависит от глубины скважины.

После окончания буровых работ сотрудники Роспотребнадзора приходят на место и проводят анализ воды.

С окончательным заключением о пригодности ее к питью необходимо оборудовать скважину элементами учета и начать ею пользоваться и платить обязательные налоги на воду.

Заключение по теме

Некоторые владельцы дачных участков хотели бы иметь в своем распоряжении колодец или скважину, но не платить за них налоги. В большинстве случаев это удается сделать, так как законом не предусмотрено налогообложение на источники воды из поверхностных слоев, расположенных на глубине до 30-40 м.

Этому требованию отвечают практически все источники воды на частных участках. Облагаются налогами только артезианские скважины, добывающие воду с глубины 100 м и более. При обнаружении подобной скважины на участке владелец несет большие финансовые потери. Самое малое — это штраф. После этого часто выносится решение о ликвидации водоисточника.

Хозяева участка могут остаться совершенно без воды.

Чтобы этого не произошло, нужно иметь лицензию. Это разрешение на право пользования источником воды. Для ее получения нужно собрать внушительный пакет документов. В него входят следующие бумаги:

  • паспорт, выданный на пробуренную скважину;
  • заключение санэпидемстанции;
  • документы кадастровой палаты;
  • анализы воды;
  • лимиты расходования воды.

Источник: https://kolodetsoved.ru/skvazhini/vladeltsam-chastnyh-domov-nalog-na-vodu-iz-skvazhiny.html

Налог на скважины для физических лиц в России

Налог на воду

Многие граждане с негативом восприняли новость о том, что скоро может появиться налог на дачные скважины. Правительство не на шутку обеспокоено дефицитом бюджета. В перспективе – повышение пенсионного возраста, рост НДФЛ на 1-2%, возобновят отмененные ранее пошлины. Самые «смелые» политики хотят обязать безработных платить за муниципальные поликлиники, школы, больницы.

В такой обстановке налог на скважины выглядит пустяком по сравнению с тем, что нас может ожидать. Но обо всем по порядку.

Налоги на скважины в России

Обратимся к законодательству. Федеральный закон «О недрах», а также Налоговый кодекс РФ разрешает использование колодцев и скважин для личного пользования на приусадебных и дачных участках.

Но только с целью полива и водопоя животных. Парадокс, но о потребностях самого человека в потреблении воды из колодца Налоговый кодекс информации не содержит. Но не будем цепляться к этому.

Как говорится, «что не запрещено, то разрешено».

На данный момент налог на скважины отсутствует при следующих условиях:

  • Водозабор находится на приусадебном или дачном участке.
  • Потребление идет только на полив и водопой животных (здесь, скорее всего, предполагается и личное пользование).
  • Забор берется только с первого водного горизонта (как правило, это до 30-40 метров в зависимости от глубины известняка).
  • Центральное снабжение населения осуществляется с другой глубины.
  • Не ведется никакой предпринимательской деятельности.

Следовательно, обычному дачнику налог на скважину, используемую для поливки огурцов и помидоров, не грозит. Во всяком случаи пока. Может быть, пройдет несколько месяцев, и вся информация об этом устареет, а всех бабушек, поливающих огород со своего колодца, обяжут платить госпошлину.

Следовательно, если разрешено пользоваться водой из скважины для водопоя животных, можно обезопасить себя от будущих штрафов и санкций со стороны властей. Кто знает, что у них на уме завтра. Нехватка денег будет вынуждать выписать штрафы в местные сельские бюджеты. А именно туда должны поступать деньги по инициативе законодателей, если все-таки введут налог на скважину любой глубины.

Первое, что нужно сделать – узнать, находится ли на вашем участке тот самый первый горизонт, который служит источником для центрального водопровода. Скорее всего, вряд ли, т. к. воду с этой глубины пить противопоказано (может быть, поэтому нет упоминания о личном пользовании в Налоговом кодексе).

Документы для обращения в Территориальный фонд геологической информации

Для этой цели нужно обратиться в территориальный фонд геологической информации или иной орган, который его заменяет.

Для этого необходимо:

  • Заполнить заявку.
  • Оплатить пошлину (размер лучше уточнить на месте).
  • Приложить к заявлению карту масштаба 1:10 000, на которой обозначен участок.

После получения «разрешения», вернее «отсутствия запрета» государственные органы (как правило, это компетенция Росприроднадзора) будут нестрашны.

Если бурение было в соответствии с законодательством (ФЗ « О недрах»), то никто не вправе потребовать оформление колодца. Госорганы могут инициировать проверки на соответствие требований.

Но мы уже подстраховались по источнику центрального водопровода, а глубина колодца достает только до первого водного горизонта. Никакой налог на воду из скважины вам не грозит, т. к. его пока еще не ввели.

Так что никаких штрафов можно не бояться.

Бурение глубоководных скважин

Что касается глубоководного бурения, то здесь дело обстоит иначе. Люди делают такие скважины с целью получения артезианской воды. А это уже не «песок» для поливки. Эта вода приравнена чуть ли не к полезным ископаемым. Здесь предусмотрен налог на скважины в зависимости от глубины, которая составляет более 100 метров. Но для этого понадобится лицензия.

Артезианская или грунтовая вода: в чем отличие?

Каждый интуитивно понимает, что артезианская вода лучше грунтовой. Но чем она отличается? Постараемся разобраться.

Артезианская вода расположена между двумя плотными слоями. Это позволяет защищать ее от различных атмосферных осадков, а также от проникновения сточных вод. От природы это чистейшая вода, которая к тому же не подвержена человеческому влиянию.

Она является ценнейшим ресурсом не просто нашей страны, а всего человечества. В мире процент такой воды ничтожно мал. Нам повезло, что таким ресурсом богата Россия. Только представьте, что какой-нибудь гражданин прорубил у себя скважину и просто сливает воду в реку, используя менее 0.001% ее.

Чистейшая природная вода, ресурс которой сильно ограничен, сливается с местным болотом, в которой водятся лягушки и пиявки.

Согласитесь, такая информация коренным образом меняет позицию по поводу того, а нужен ли налог на скважину чистейшей и редчайшей в мире воды? Кто-то должен контролировать рациональность ее использования? Ответ очевидный – конечно, да.

«Брать нельзя запрещать»?

Помните знаменитую фразу из сказки: «Казнить нельзя помиловать»? Примерно то же самое происходит и с разрешением использовать артезианскую воду для физических лиц. Право на нее дает только лицензия, а это априори предполагает создание юридического лица. Без этого действия невозможно ее получить.

Но существуют моменты, под давлением которых получить разрешения можно без создания юридического лица:

  • Нет других альтернативных источников воды (например, в Крыму).
  • Скважина уже существует и необходимо ее узаконить. Хотя, скорее всего, в этом случаи вероятность предписания заглушить ее будет выше.

Получение лицензии. Этап первый: разрешение Министерства природных ресурсов и экологии

Налог на скважины и колодцы оказываются обычным пустяком по сравнению с тем, через что придется пройти. Сначала перечислим требования государственных органов к участку будущего бурения артезианской воды:

  • Источники химического заражения не должны располагаться ближе, чем за 300 метров. Речь идет не о военных полигонах по применению оружия массового уничтожения. Под «источниками» имеется в виду АЗС, нефтебазы, промышленные объекты и т. д.
  • Объекты биологической угрозы не должны быть ближе 200 метров. Под ними подразумеваются свалки, скотомогильники, канализации и т. д.
  • Объекты жизнедеятельности человека не должны быть ближе 30 метров. Это дома, сады, растения и т. д.
  • Почву, где будет скважина, нельзя удобрять никакими химическими элементами.
  • Место бурения необходимо обносить забором.
  • Под скважиной не должно быть никаких инженерных коммуникаций и сооружений.

Перед выдачей разрешения придется провести пару встреч с сотрудником Министерства природных ресурсов и экологии (МПРиЭ). И поверьте, он не заинтересован в выдаче вам лицензии. Это ведомство старается «оберегать» природу. Лишняя «разрешенная» скважина – это очередная «головная боль» для ведомства.

Отсюда вывод – необходимо выполнить все требования, предъявляемые Министерством природных ресурсов и экологии (МПРиЭ).

Этап второй: сбор документов

В нашей стране сбор справок, документов и разрешений, пожалуй, является целой наукой. Здесь актуально выражение: «Принесите заявление от каждой женщины, что вы женаты не на ней». С выдачей лицензии придется вспомнить эту крылатую фразу. Но официальное пользование в течение полувека чистейшей и полезной водой стоит затраченных усилий. Необходимы будут следующие документы:

Этап третий – дополнительные согласования

Далее самое интересное. Необходимо рассчитать потребление суточной воды и предоставить данные в уже известное нам МПРиЭ. Вдруг окажется, что гражданин израсходует слишком много воды.

На самом деле сарказма здесь нет, т. к. оползни, которые происходят «по вине» скважин, довольно часто случаются.

Это приводит к попаданию в артезианскую воду вредных веществ, после которого необходимо производить очистительные работы.

Этап четвертый и пятый: «дорога» в Роспотребнадзор и Облкомвод

Роспотребнадзор должен одобрить проект по созданию санитарной зоны охраны первого скважинного пояса (примерно 60 х 60 м.).

Облкомвод согласовывает и проверяет проект будущей скважины.

Обязанности владельца артезианской скважины

Пакет документов собран.Теперь можно идти в Департамент по недропользованию и получать разрешение на бурение. Вместе с этим гражданин получает не только право на пользование скважиной, но и:

  • Лицензию, которая имеет «срок годности» (плата за нее это еще не налог на скважину).
  • Соглашение, по которому придется заниматься мониторингом состояния подземных вод.
  • Налоги.
  • Статистические отчетности.
  • Кадастровый номер скважины.
  • Геологическую экспертизу (проводят сотрудники Департамента недропользования).

Сколько придется платить?

Каждая скважина имеет технический паспорт, кадастровый номер и прибор учета потребляемой воды. В зависимости от региона и целей пользования сумма за каждую тысячу кубометров будет отличаться. Но сегодня эта сумма в районе 80 рублей.

Это, конечно, «копейки» по сравнению, скажем, с 20 рублями за кубометр водопроводной. Но таким «экономистам» ответим сразу – сама лицензия и все согласования обойдутся примерно в 1 млн рублей. И это не считая суммы за бурения. В зависимости от региона она разная.

В Москве, например, она составляет от 500 тыс. руб. до 2 млн – в зависимости от глубины скважины и известняка.

Санитарная зона: что это такое?

Выше речь шла о том, чтобы Роспотребнадзор согласовал санитарную зону. Сотрудники этого ведомства должны прийти на участок и провести анализ воды. Задача – определить цели ее использования.

Другими словами, установить, можно ли потреблять воду в пищу или только на технические нужды. Но согласимся, что для собственной безопасности это «хорошее» предписание.

Пить воду и думать, в какой реанимации окажешься, не очень хочется.

Итоги

Если у дачника обычный колодец для поливки участка глубиной каких-то там 10-15 м, то ему опасаться нечего, налог на воду из скважины для физических лиц ему платить не придется. Но что будет, скажем, через год-два, никто не может сказать. Возможно, налог на скважину в частном доме будет обязателен к уплате для всех.

Источник: http://fb.ru/article/269600/nalog-na-skvajinyi-dlya-fizicheskih-lits-v-rossii

Водный налог в 2018 году

Налог на воду

С 2018 года расширился круг лиц, обязанных вносить оплату. Внесены некоторые поправки, касающиеся ставок и осуществления самой оплаты. Стоит отметить, что водный налог регламентируется двумя кодексами РФ: Налоговым и Водным.

Когда платить водный налог нужно

Исходя из кодексов, следует, что водный налог должны платить те, кто использует водные объекты по лицензии (как организации, предприниматели, так и обычные граждане).

Важный момент, те кто получил лицензии до введения Водного кодекса (до 1 января 2007 года) тоже обязаны платить, так как признаются плательщиками водного налога. После этой даты водопользование не лицензируется.

Поэтому, после того как закончится действующая лицензия, полученная до 2007 года водопользователю необходимо заключить договор или получить разрешение. После чего он будет платить уже не водный налог, а плату по договору.

Условно плательщиков водного налога можно разделить на две группы:

Первая группа: те кто пользуются объектами, для которых сейчас нужна лицензия.

Сейчас лицензию выдают только на один вид водопользования. Это забор воды из подземных водных объектов. Так предусмотрено Законом от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. То есть по такому виду водопользования платить налог обязательно, даже если лицензию вы по какой-то причине не получили. Из этого правила есть исключения.

Вторая группа: те у кого есть на руках действующая лицензия, которую продлевать больше не нужно.

Для нескольких видов водопользования сейчас действуют правила Водного кодекса. То есть получать лицензии для них больше не нужно. Вместо этого оформляют договор или разрешение. И перечисляют не налог, а специальные платежи. Но если лицензии, выданные ранее, еще действуют, то до окончания срока за их обладателями сохраняются обязанности плательщика водного налога.

Пунктом 1 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ установлены случаи, когда организация:

  • забирает воду с поверхности водных объектов;
  • использует акватории водных объектов (кроме лесосплава в плотах и кошелях);
  • использует водные объекты без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использует водные объекты для сплава древесины в плотах и кошелях.

Из статьи 333.8 Налогового кодекса РФ и статей 11–12, 21 Водного кодекса РФ следует, что:

Когда срок лицензий на перечисленные выше виды водопользования истечет, то будет один из двух документов:

  • договор на использование водных объектов. Его заключают с региональными или местными администрациями. По договору и взимают плату за воду;
  • решение о предоставлении водных объектов в пользование. Решение принимает Правительство РФ, а для других целей — региональные или местные администрации.

Важно помнить: Никаких исключений для организаций Крыма и Севастополя нет. Необходимо руководствоваться главой 25.2 Налогового кодекса РФ.

То есть если на забор воды не требуется лицензия, то платить водный налог не нужно. Если же забор воды лицензируется, заплатить водный налог придется.

Также организации Крыма и Севастополя вправе действовать по лицензиям, которые они получили еще на Украине (ст. 12 Закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ).

Ответственность

Стоит помнить, что самовольное использование водных объектов, кроме налоговой ответственности, грозит еще административной и уголовной.

В статье 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлен размер административного штрафа:

  • для граждан — от 1000 до 3000 руб.;
  • для предпринимателя — от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для организаций — от 50 000 до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.

Для организаций и предпринимателя штраф могут заменить на другое наказание — приостановить деятельность на срок до 90 суток.

В статье 171 Уголовного кодекса РФ, за деятельность без лицензий (разрешений) предусмотрено одно из следующих наказаний:

  • штраф, размер которого может достигать 300 000 руб.;
  • штраф в размере зарплаты (другого дохода) за период до двух лет;
  • обязательные работы сроком до 480 часов;
  • арест до шести месяцев.

Когда платить водный налог не нужно

Согласно пункт 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ определены 5 групп, которые освобождены от уплаты водного налога. Ниже перечислены случаи:

Группа 1. Забор воды из подземных водных объектов:

  • воды, которая содержит полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы;
  • термальных вод;
  • шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

Группа 2. Забор воды из водных объектов для:

  • пожарной безопасности;
  • ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, чтобы обеспечить работу технологического оборудования;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

Группа 3. Использование акватории водных объектов для:

  • плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах;
  • разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  • размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для деятельности, которая связана с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также для такой деятельности на водных объектах;
  • проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  • организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • рыболовства и охоты;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Группа 4. Использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.

Группа 5. Пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.

Постановка на учет

Согласно статьи 333.15, пункта 7 статьи 85 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, которые должны получать лицензии для пользования водой, обязаны встать на учет и по своему местонахождению, и по местонахождению водного объекта.

  • Встать на учет по своему местонахождению организация и предприниматель должны по общим правилам.
  • Для постановки на учет в качестве плательщика водного налога, достаточно получить лицензию на водопользование. После этого управление по недропользованию передаст данные о недропользователе в налоговую инспекцию по местонахождению водного объекта в течение 10 дней после получения лицензии. И налоговая инспекция самостоятельно без участия недропользователя поставит его на учет как плательщика водного налога.

Важный момент: Если водных объектов несколько и они находятся в разных муниципальных образованиях, то на налоговый учет нужно вставать по местонахождению каждого объекта. (В каждой лицензии указан конкретный водный объект, из которого организация сможет забирать воду. Вот по местонахождению каждого из них и нужно встать на учет в налоговых инспекциях).

Уплата водного налога

Налоговый период по водному налогу считается квартал. Перечислять платеж в бюджет нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом (если этот день выпал на выходной, то оплату производить необходимо в первый рабочий день после).

Налог нужно перечислить в бюджет того субъекта РФ, где на стоите на учете в качестве плательщика водного налога.

Если организация использует водный объект на территории нескольких муниципальных образований в пределах одного субъекта РФ, то в таком случае перечислять налог необходимо отдельными платежными поручениями в налоговую инспекцию каждого муниципального образования, на территории которого ведется водопользование.

Расчет водного налога

Статьей 333.13 Налогового кодекса РФ предусмртен следующий порядок расчета налога.

Водный налог к уплате = Налоговая база × Налоговая ставка × Коэффициент × Дополнительный коэффициент

Чтобы определить общую сумму налога, сложите суммы налога по каждому объекту.

Налоговая база зависит от целей использования водного объекта, и рассчитывают ее отдельно по каждому:

  • объекту налогообложения;
  • водному объекту.

Налоговые ставки по водному налогу

Ставки водного налога перечислены в статье 333.12 Налогового кодекса РФ. Они различны и зависят:

  • от объекта налогообложения;
  • от бассейнов рек, озер, морей;
  • от экономических районов.

К ставкам водного налога применяют коэффициент. Его размер устанавливают для каждого года. В 2018 году ставки применяют с коэффициентом 1,75

Существует два случая, когда возникает дополнительная ставка:

1. Забор воды. Размер ставки нужно повысить:

    • на коэффициент 1,1, если у вас нет специальных приборов, чтобы измерить количество воды, которое изъято из водного объекта;
    • в пять раз за сверхлимитный забор.

2. Добыча подземных вод для их переработки, упаковки и реализации. В этом случае ставку надо умножить на 10. Этот случай не распространяется на добычу промышленных, минеральных и термальных вод.

Важно: умножая ставки на коэффициенты, округлите их до полного рубля.

Сдача отчетности по водному налогу

Декларацию сдайте не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В случае несвоевременной сдачи отчетности предусмотрен штраф в размере 5 процентов от суммы налога по этой декларации, которую вовремя не заплатили. Штраф придется заплатить за каждый полный или неполный месяц просрочки начиная со дня, который установлен для подачи декларации.

Максимальный предел для такого штрафа — 30 процентов от неуплаченного налога по декларации, а минимальный — 1000 руб. Так, если всю сумму налога заплатили в срок, а декларацию сдали позже, штраф равен 1000 руб.

А если не заплатили часть налога, то штраф рассчитают именно с этой части.

Также по заявлению налоговой инспекции руководителя организации, предпринимателя могут привлечь к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа. Его размер составит от 300 руб. до 500 руб.

Декларацию подают в ту налоговую инспекцию, где используют водный объект.

Обратите внимание! Подготовить и сдать отчетность по водному налогу, а также любую другую отчетность вы легко можете с помощью онлайн-сервиса «Моё дело» — Интернет-бухгалтерия для малого бизнеса.

Сервис автоматически формирует отчетность, проверяет ее и отправляет в электронном виде. Вам не нужно будет лично посещать налоговую инспекцию и фонды, что, несомненно, сэкономит не только время, но и нервы.

Получить бесплатный доступ к сервису вы можете прямо сейчас по ссылке.

В случае, если организация осуществляет деятельность на территории нескольких муниципальных образований в пределах одного субъекта РФ, то декларация подайтся по своему выбору:

  • либо в налоговую инспекцию по местонахождению организации;
  • либо в одну из налоговых инспекций по месту использования воды.

(Важно: этот вариант нужно согласовать с территориальным управлением ФНС)

Стоит обратить внимание, что если водный объект находится в другом регионе, на титульном листе надо указать КПП, который присвоили организации в этом регионе.

Скачать бланк декларации по водному налогу по ссылке

Декларация по водному налогу включает:

  • Титульный лист;
  • Раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет»;
  • Раздел 2 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога»;
  • подраздел 2.1 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта»;
  • подраздел 2.2 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при использовании водного объекта, за исключением забора воды».
  • Подразделы 2.1–2.2 заполняются в зависимости от вида использования водного объекта. (Титульный лист и разделы 1 и 2 представляют все налогоплательщики, кроме того, страница 2 титульного листа предусмотрена для тех случаев, если у налогоплательщика-гражданина нет ИНН).

Источник: https://delovoymir.biz/vodnyy-nalog-v-2018-godu.html

Как рассчитать водный налог

Налог на воду

Согласно положениям фискального законодательства, водный налог – это прямой федеральный сбор, который уплачивают физлица, компании и частные предприниматели, использующие в деятельности водные ресурсы.

У обязательства есть две категории плательщиков:

  • лица, действующие по лицензии, полученной до 2007 года и актуальной по сей день;
  • лица, добывающие водные ресурсы из недр.

Для структур, использующих наземные ресурсы, но не имеющих актуальной лицензии, водный налог не предусмотрен. Они заключают договоры аренды с органами власти или получают разрешения и перечисляют арендные платежи.

Формула по расчету суммы обязательства

Особенность водного налога заключается в том, что для него отсутствует единая ставка и база. Их определение зависит от особенностей деятельности коммерческой структуры, места ее расположения, типа используемого водоема и иных факторов.

Существует четыре алгоритма по определению налоговой базы:

  1. Для компаний, занятых забором воды, базой признается 1 тыс. кубометров полученной жидкости. Точный показатель устанавливается на основе данных измерительных приборов организации или, при отсутствии последних, исходя из действующих норм водопотребления.
  2. Для гидроэнергетических организаций базой признается единица произведенной энергии (1 тыс. кВт).
  3. Для компаний, берущих воду из акватории природных объектов, базой считается площадь акватории, указанная в лицензии.
  4. Для организаций, сплавляющих лес по воде, база исчисляется как 1 000 кубометров леса на 100 км сплава.

Определившись с базой, налогоплательщик должен выбрать ставку. Она зависит от следующих объективных факторов:

  • типа водопользования;
  • вида используемого природного объекта;
  • места деятельности налогоплательщика;
  • способа извлечения воды: надземный или подземный.

Полный перечень ставок, используемых при расчете бюджетных обязательств, приведен в ст. 333.12 Налогового Кодекса. Они устанавливаются в рублевом эквиваленте на единицу базы.

Заполнение декларации по водному налогу

Формула, как рассчитать водный налог, выглядит следующим образом:

Налог = Налоговая база* Ставка* Поправочные коэффициенты.

Список используемых коэффициентов определяется законодательно. Например, действующие значения:

  • 5-кратный коэффициент для налогоплательщиков, превысивших годовые или квартальные лимиты по своему виду водопользования;
  • 10-кратный коэффициент для тех, кто забирает воду в целях дальнейшей перепродажи;
  • коэффициент 1,1 для компаний и ИП, не располагающих собственными средствами измерения.

Для каждой ставки существует свой поправочный коэффициент на уровень инфляции. Например, в 2017 году он равен 1,52, в 2018 увеличится до 1,75, к 2025 возрастет до 4,65. Эти значения устанавливаются федеральными органами власти на долгосрочную перспективу.

Расчет водного налога: пример

Компания «Альфа» располагается в Северном экономическом районе и, действуя на основе лицензии, извлекает подземным образом воду из реки Невы.

В течение IV квартала 2016 года организация пользовалась следующими объемами водных ресурсов:

  • октябрь – 13 тыс. кубометров;
  • ноябрь – 10 тыс. кубометров;
  • декабрь – 12 тыс. кубометров.

Данные определены при помощи собственных измерительных приборов «Альфы».

Совокупный объем потребленных водных ресурсов за IV квартал равен:

13 + 10 + 12 = 35 тыс. кубометров.

Для Северного района и реки Невы ставка установлена на уровне 348 рублей, фискальной базой является объем забранной воды – тысяча кубометров. На основании этих данных вычислим налог, подлежащий перечислению в госказну:

Налог = 35* 348 = 12 180 руб.

Образовавшееся число – неокончательная величина. Ее необходимо помножить на поправочный коэффициент 1,15. Получим:

Налог = 12 180* 1,15 = 14 007 руб.

Именно эту сумму необходимо перечислить в бюджет по итогам четвертого квартала.

Расчет был произведен с тем допущением, что компания оставалась в рамках лимитов водопользования. В реальной жизни возможно их нарушение. Тогда вычисления будут выглядеть иначе.

Например, лимит был равен 32 тыс. кубометров за квартал. «Альфа» превысила этот порог на 5 тыс. кубометров. Эта дельта должна быть перемножена на коэффициент 5.

Формула расчета будет выглядеть так:

Налог = (32* 348 + 3* 348* 5)* 1,15 = 18 809,4 руб.

Разница по сравнению с предыдущим примером оказалась весомой – 4 802,4 руб.

Сумму налога, рассчитанную по законодательно установленным правилам, компания должна в государственный бюджет не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В нашем случае рассчитаться по обязательствам нужно до 20.01.2017 г.

Водный налог – в какой бюджет зачисляется

Водный налог: проводки

В бухгалтерском учете для отражения водного налога используется 68 счет. Для удобства аналитики на нем открывается специальный субсчет для конкретного бюджетного обязательства, например, 68.5.

Если у компании имеется в пользовании несколько водных объектов, она может отражать фискальные обязательства в разрезе каждого по отдельности. Для этого открываются субсчета третьего порядка: 68.51, 68.

52 и т.д.

Затраты, связанные с перечислением фискальных платежей, относят к обычным видам деятельности и отражают по счетам 20, 21,23 или 25 в зависимости от учетной политики на предприятии.

Важно! Сумма водного налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно за установленный период – квартал. Льготы по данному обязательству не предусмотрены законодательством.

Начисление налога отражается на последний день квартала. Бухгалтер делает проводку:

Д 20 (21, 23 и т.д.) – К 68.5.

Если учет ведется в разрезе нескольких объектов, проводки выглядят так:

  • Д 20 – К 68.51 – начисление по объекту «А»;
  • Д 20 – К 68.52 – начисление по объекту «Б».

Подтверждающий документ для операции начисления – бухгалтерская справка-расчет.

Перечисление рассчитанной суммы обязательства в бюджет отражается проводкой:

Д 68 – К 51.

Подтверждающий документ – банковская выписка.

Водный налог в налоговом учете

Отражение водных обязательств в налоговом учете зависит от выбранного компанией режима налогообложения. Рассмотрим две ситуации:

1. Общий налоговый режим

Ст. 264 НК РФ позволяет включить водные обязательства в состав прочих расходов, связанных с изготовлением и реализацией продукции. В бухгалтерском учете они списываются на счет 91.2. При определении налоговой базы их можно принимать к вычету полностью.

Момент учета затрат по уплате водного налога зависит от выбранного компанией метода признания расходов:

  • Кассовый – начисленные суммы признаются расходом в день фактической уплаты денежных средств в государственную казну.
  • Метод начислений – расходы признаются в последний день соответствующего квартала. Например, обязательства за 2 квартал уменьшают налоговую базу именно во втором квартале.

Суммы бюджетных перечислений по водным обязательствам отражаются в декларации по налогу на прибыль.

2. УСН

Специальный налоговый режим не освобождает компанию от обязанности перечислять водный налог. Если коммерческая структура работает по объекту «Доходы», суммы «водных» перечислений в бюджет не влияют на размер «упрощенных» обязательств.

Если компания или ИП выбрала объект «Доходы, уменьшенные на расходы», «водные» перечисления необходимо включить в состав последних. Они уменьшат налоговую базу при расчете «упрощенного» налога.

Примеры отражения операций в бухгалтерском учете

Пример №1

ООО «Омега» ведет деятельность на ОСНО, связанную с забором воды из реки. Оно было создано до 2007 года и получило лицензию, актуальную до 2020 года.

Для признания доходов и расходов компании используется метод начислений. За 3 квартал 2016 года в декларации были отражены обязательства по водному налогу в сумме 24 000 рублей.

Организация уплатила эти средства в государственную казну 24 октября.

Бухгалтер «Омеги» должен сделать следующие проводки в учетной программе:

Д 20 – К 68 на сумму 24 тыс. руб. – начисление налога. Эта операция делается в последний день квартала – 30 сентября.

Д 68 – К 51 на сумму 24 тыс. руб. – перечисление денег в бюджет. Эта проводка делается 24-м октября на основании полученной из банка выписки.

Деньги, направленные на погашение водных обязательств, учитываются в составе прочих производственных расходов и уменьшают налог на прибыль. Их нужно отразить в декларации, сдаваемой по итогам девяти месяцев.

Пример №2

ИП Иванов Д.Д. занимается лесосплавом и работает по лицензии, полученной до 2007 года и актуальной ныне. Он трудится на ОСНО и использует кассовый метод для отражения расходов и доходов. По итогам 1 квартала 2017 года предприниматель рассчитал водный налог в размере 10 000 руб. и уплатил его в казну 12 апреля. Какие проводки ему необходимо сделать?

Начисление налога отражается операцией Д 23 – К 68 на сумму 10 тыс. руб. Проводка делается на дату фактической уплаты – на 12 апреля.

Перечисление денег отражается как: Д 68 – К 51 на сумму 10 тыс. руб. Проводка делается также 12-м апреля и подтверждается банковской выпиской.

Расходы, связанные с уплатой налога, будут учтены в третьем квартале, т.е. тогда, когда они были фактически понесены.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://raszp.ru/nalogi/kak-rasschitat-vodnyy-nalog.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.