+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Камеральная налоговая проверка: что это такое и к каким последствиям приводит

Содержание

Камеральная проверка налогов: акт камеральной проверки, сроки камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка: что это такое и к каким последствиям приводит

Камеральная проверка является одним из практических правомочий налогового органа. Основное ее назначение — проверка деятельности субъектов на полное соответствие налоговому законодательству. Т.е.

посредством такой проверки налоговый орган осуществляет свои контрольные функции.

Но помимо полномочий, на ФНС ложится и ряд обязанностей, поэтому проведение камеральной проверки должно проходить в установленном порядке, о каком и пойдет речь далее.

1. Порядок и сроки камеральной проверки 2. Оформление результатов камеральной проверки (акт) 3. Последствия камеральной проверки

Порядок и сроки камеральной проверки — предписание законодательства

В достаточном виде порядок проведения такой проверки описан в ст. 88 НК РФ. Основное правило — это ее одностороннее назначение.

В соответствии с обозначенной статьей, для этого не требуется распоряжение руководителя органа или согласие самого налогоплательщика.

Проверка проводится без наличия какой-либо уполномочивающей документации, и для этого достаточно только решения инспектора, работающего на данном участке.

Важно! Налогоплательщики не уведомляются о точном времени проведения такой проверки, поэтому указывать инспектору на отсутствие документального предупреждения нет смысла.

Единственное, на что можно сослаться — это что-то вроде срока давности, т.к. проверка если и планируется, то должна быть проведена в течение 3-х месяцев с момента подачи налоговой декларации.

По истечении этого срока камеральная проверка не проводится.

Собственно сам процесс состоит из подробного изучения документации и сверки этих данных с данными, указанными в налоговой декларации. Проверяющие субъекты имеют право на следующие действия:

  • истребование необходимой документации у налогоплательщика и у его контрагентов (ст. 93-93.1 НК РФ);
  • сбор свидетельских показаний;
  • назначение и проведение профильных экспертиз;
  • привлечение независимых экспертов;
  • осмотр не относящихся к делу документов (только с согласия налогоплательщика).

Что касается сроков камеральной проверки, то таковые законодательством не предусмотрены. Т.е. проверка может быть проведена как в один этап, так и в несколько. Если процедура делится на несколько частей (дней), то на это у инспекторов должны быть причины, которые затем указываются в итоговом заключении.

Если несоответствия все-таки были выявлены, то проверяющий инспектор направляет налогоплательщику письменное требование о предоставлении им соответствующих объяснений и уточнений (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Когда имеется соответствующая документация и действия налогоплательщика не содержали признаки намеренного нарушения, то в налоговую декларацию вносятся необходимые дополнения.

После их внесения трехмесячный срок вновь возобновляется.

Важно! Полученное налогоплательщиком требование о внесении уточнений в декларацию должно быть удовлетворено в течение 5 дней. Хотя данные допускается предоставлять по почте, рекомендуется делать это лично, т.к. несоблюдение сроков направления уточнений приравнивается к отказу в предоставлении таковых.

Оформление результатов камеральной проверки (акт)

Здесь нужно знать, что при отсутствии каких-либо нарушений, налогоплательщик не получает никакого уведомления об этом — т.е. если после проверки из ФНС не пришло никакого сообщения, значит в документации никаких нарушений/расхождений выявлено не было.

Если после предоставления уточнений, налоговым органом будут выявлены нарушения, то по результатам проверки будет составлен итоговый акт, в котором указываются следующие данные:

  • дата проведения проверки;
  • проведенные в процессе действия;
  • наименование предоставленных документов;
  • предоставление уточнений в ФНС;
  • выявленные нарушения;
  • реквизиты налогового органа и проведшего проверку инспектора.

Указанный акт должен быть направлен налогоплательщику в течение 5-ти дней с момента его составления. Последнему налоговое законодательство выделяет ровно 1 месяц с момента получения такого акта для направления претензий в адрес начальника налогового органа.

Здесь же могут отмечаться и возможные допущенные нарушения в ходе проверки.

Далее, спустя еще 10 дней с момента окончания месячного срока, начальник налогового органа должен ознакомиться с материалами проверки, а также с возражениями/претензиями со стороны налогоплательщика, и вынести окончательное решение.

Важно! Налогоплательщик в обязательном порядке уведомляется о времени и месте ознакомления с материалами проверки. Сообщение направляется любым доступным образом.

Последствия камеральной проверки

Если выявленное нарушение будет подтверждено, то в отношении налогоплательщика будут применены некоторые виды санкций (в зависимости от тяжести нарушения):

  • финансовые санкции — в зависимости от умысла могут выражаться в виде штрафа в твердой денежной сумме (50-50 000 рублей), либо в процентном соотношении (5-40%);
  • приостановление деятельности (при этом срок может неоднократно продлеваться);
  • административная ответственность (в отношении руководителя);
  • уголовная ответственность (в отношении руководителя).

С самого начала за налогоплательщиком обозначается право обращения в органы Прокуратуры РФ, которая осуществляет надзорные функции, в том числе и за деятельностью ФНС.

(430 голос., 4,61 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/kameralnaya-proverka-procedura-sroki-posledstviya/

Камеральная проверка — что это такое?

Камеральная налоговая проверка: что это такое и к каким последствиям приводит

Налоговые проверки являются одним из самых эффективных инструментов контроля над процессом уплаты налогов и исполнением со стороны налогоплательщика других обязанностей, возложенных на него законодательством.

Что такое камеральная проверка налоговой?

Налоговая проверка представляет собой комплекс специальных приемов, которые применяются налоговым органом с целью установить достоверность и законность учета объектов налогообложения, порядка уплаты налогов, сборов в отчетах, документах, бухгалтерских балансах и т.д.

В ходе такой проверки изучаются финансово-хозяйственные операции физических лиц или организаций, которые связаны с начислением или уплатой налогов. Их классифицируют исходя из характера и целей проверки: в зависимости от материала, на основе которого проводят проверку, ее объема, степени охвата данных, включения в план.

Также в зависимости от места проверки и ее глубины она может быть выездной или камеральной. Последний вид предусматривает, что контроль проводится по месту нахождения налогового органа, базируясь на документах, предоставленных налогоплательщиком или его агентом, которые являются основанием для исчисления и уплаты налога.

При необходимости может потребоваться предоставление дополнительных сведений.

Цели и задачи

Основная цель камеральной проверки налоговой – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах со стороны налоговых агентов, налогоплательщиков, плательщиков сборов.

Но она не может состояться, если подана специальная декларация согласно ФЗN 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Камеральную проверку проводят для выявления и предотвращения налоговых правонарушений, взыскания сумм неуплаченных и частично уплаченных налогов для привлечения виновных лиц к ответственности за совершение налоговых преступлений или подготовки материалов для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Когда проводится?

Камеральная проверка может проводиться как в отношении организации, так и относительно физического лица. Это одна из форм текущего налогового контроля, которая позволяет оперативно выявлять и реагировать на нарушения.

Ее инициируют уполномоченные должностные лица налоговой службы без специального разрешения и выезда к налогоплательщику, но строго в рамках своих служебных обязанностей. Основанием для камеральной проверки становится подача налоговой декларации в ИФНС.

Если налогоплательщик представляет дополнительные документы, прилагаемые к декларации, то срок исчисляют с даты их предоставления.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Порядок проведения камеральной налоговой проверки четко установлен законодательством. На первом этапе сотрудники налоговой службы вносят в автоматизированную информационную систему «Налог» налоговые декларации или расчеты, предоставленные налогоплательщиком в бумажном формате или электронном виде.

При необходимости формируются протоколы ошибок, проводится сверка контрольных соотношений по предоставленной отчетности. Также проверяется правильность реквизитов, установленных нормативными правовыми актами, своевременность подачи документов, наличие исправлений, заполнение отчетности на иностранном языке.

На следующем этапе могут быть два варианта развития событий:

  1. Оснований для углубленной камеральной проверки не обнаружено;
  2. Причины для углубленной проверки есть:
    • наличие ошибок, противоречий, несоответствий декларации или другому налоговому документу;
    • заявлены льготы, сумма НДС к возмещению;
    • подана отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, и т.д.

На третьем этапе могут быть проведены мероприятия налогового контроля, например, истребование дополнительных документов и сведений у налогоплательщика или третьих лиц, назначение экспертизы, допрос свидетелей, выемка бумаг, осмотр помещений и т.д.

(или требование не позднее 5 рабочих дней предоставить пояснения и (или) подать уточненную декларацию).

В процессе проведения камеральной проверки используются информационные ресурсы разных уровней: ЕГРН, ЕГРЮЛ, справочник кредитных организаций, ЕГРИП, ФСС, сведения из Банка России, мониторинг банков, ПФР и т.д.

Важно знать! На нашем сайте открылся каталог франшиз! Перейти в каталог…

Затем оформляются результаты. Если нарушений налогового законодательства не обнаружено, то акт камеральной налоговой проверки не составляют и решение по итогам ее проведения не выносится.

В противном случае его оформляют в срок до 10 рабочих дней после ее проведения. Не позднее 5 рабочих дней со дня составления этого документа налогоплательщику должны вручить акт камеральной проверки.

Если он не будет согласен с его положениями, то в течение 15 рабочих дней необходимо оформить свои возражения.

В любом случае на следующем этапе состоится рассмотрение материалов. Этот процесс не может превышать 25 дней со дня получения акта (при необходимости оформляют продление срока – до 1 месяца). Затем посылают извещение о рассмотрении материалов камеральной проверки.

В процессе проведения руководитель инспекции оглашает материалы, проверяет явку приглашенных лиц, удостоверяется в полномочиях, разъясняет присутствующим их права и обязанности, после — проводится расследование материалов. Если налогоплательщик или лицо, участие которого необходимо, не явится, примут решение об отложении этой процедуры.

Когда в материалах окажется недостаточно сведений для принятия решения, одобрят привлечение эксперта, специалиста, свидетеля или проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.

Также на этом этапе в инспекции имеют право выдать решение об отложении рассмотрения материалов или продлении этого срока и со временем запустить процедуру повторного рассмотрения. Только тогда будет принято итоговое решение по камеральной проверке.

Если сведений будет достаточно, комиссия может все равно назначить повторное рассмотрение или сразу вынести итоговое решение – о привлечении к ответственности или отказе в привлечении. Не позднее 5 дней после оформления результатов налогоплательщику должны вручить решение по итогам камеральной проверки.

Он соглашается с его положениями, в противном случае – имеет право обжаловать решение. В итоге прошение будет удовлетворено или оно все же вступит в силу, и придется уплатить указанную сумму налогов, пеней, штрафов, выполнить другие требования (ст. 45–48 НК РФ).

При желании и это решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе в апелляционном порядке или в суде.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Срок проведения камеральной налоговой проверки не может превышать 3 месяцев с даты, следующей за днем предоставления налоговой документации (если в конкретной ситуации законодательством не предусмотрены другие сроки). При отсутствии ошибок срок может быть и меньше. Мониторить процесс можно на сайте ФНС в «Личном кабинете».

Совет: налоговым кодексом не предусмотрена возможность официального продления срока камеральной проверки, и по окончании этого периода она автоматически считается оконченной, хотя выделенного времени далеко не всегда хватает для проведения полного комплекса контрольных мероприятий, особенно если они касаются проверки НДС к возмещению. Но согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда окончание ее срока не является препятствием для установления фактов неуплаты налогов и принятия мер по принудительному взысканию.

Последствия проведения камеральной проверки

Если во время камеральной проверки не были выявлены нарушения, инспектор подписывает декларацию и ставит дату, что означает окончание проверки. Акт составляют только в случае обнаружения проблем (в течение 10 дней).

Не позже 5 дней после его создания документ передают налогоплательщику. Опровергнуть результаты можно до истечения месяца со дня вручения.

Возражения обязаны изучить за 10 дней и принять решение – согласиться с предоставленными аргументами или утвердить меры наказания: штраф, привлечение к ответственности, отказ от последней меры.

Как оспорить результаты камеральной проверки?

Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он может обжаловать их в вышестоящем налоговом органе или суде.

Истцу необходимо хорошо обосновать свою позицию, а при наличии факта затягивания сроков проверки – доказать нарушение своих прав, причинение убытков, причинно-следственную связь между незаконным действием и убытками, требовать их возмещения (ст. 35 НК РФ).

Сначала обжаловать решение нужно в самой налоговой инспекции, которая проводила проверку, и только затем обращаться выше. Оформить возражения разрешено в форме протокола, акта разногласий по акту камеральной налоговой проверки (специальной формы нет).

Если положительного результата не будет, а истец уверен в своей правоте, тогда стоит действовать дальше. Решение получится обжаловать в суде только после подачи соответствующего обращения в вышестоящий налоговый орган в течение месяца.

Но пока будут идти судебные разбирательства, выполнить уже утвержденное решение инспекции все же придется, исключение – предоставление банковской гарантии (ст. 138 НК).

Камеральная и выездная проверка — в чем разница?

Камеральные проверки являются одной из самых эффективных форм налогового контроля. Благодаря им увеличиваются суммы доначислений в бюджет, и, в отличие от выездных налоговых проверок, они занимают меньше времени, не такие трудоемкие, могут охватить практически каждого налогоплательщика. Но последние выявляют большее количество налоговых нарушений.

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика, если в декларации выявлены ошибки, несоответствия или он подозревается в нарушении порядка исчисления и уплаты налогов. Ее формальным основанием считают решение руководителя налогового органа, а инспекторы на месте проверяют правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В отличие от камеральной проверки выездная может длится до 2 месяцев, начиная с даты вынесения решения (если проверяют не всю компанию, а филиал или представительство – до 30 дней).

В отдельных случаях выездную проверку продлевают до 3-6 месяцев: если проверяют крупных налогоплательщиков, тех, кто не предоставил вовремя необходимые бумаги, если на территории произошел форс-мажор, например, пожар, при выявлении дополнительных фактов о нарушениях.

Также по ее окончании кроме акта составляют справку, где указывают предмет проверки и сроки проведения.

Несмотря на общую цель, между камеральной и выездной проверками есть много отличий: предмет проверок, основания для проведения, необходимость получения разрешения со стороны руководства, осмотра территории при проведении проверки, составления акта (в случае выездной проверки акт составляется, если нарушения не обнаружены), сроки.

Сохраните статью в 2 клика:

Камеральная проверка – одна из самых эффективных форм проведения налогового контроля. Она менее затратная материально и позволяет охватить намного большее количество налогоплательщиков, чем выездная. При необходимости итоги ее проведения можно обжаловать в налоговой инспекции, вышестоящем налоговом органе или суде.

Источник: http://megaidei.ru/raznoe/kameralnaya-proverka-chto-eto-takoe

Камеральная проверка 2018

Камеральная налоговая проверка: что это такое и к каким последствиям приводит

Камеральная проверка проводится абсолютно по любой декларации, которую вы сдаете в инспекцию. Особо опасна камеральная налоговая проверка, если налоговики запросят дополнительные документы. В этом случае компании точно пригодятся надежные аргументы для защиты от доначислений. Мы привели их в статье.

Камеральная налоговая проверка – это одна из форм налогового контроля. Проверке подвергаются все представленные налогоплательщиком налоговые декларации и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (далее – налоговая отчетность).

Кроме того, в ходе проверки эти документы сопоставляются с другими документами о деятельности налогоплательщика, имеющимися у налогового органа. Об этом гласит статья 88 НК РФ.

Проведение камеральной проверки

Факт представления отчетности – первое, что проверяется в ходе камеральной проверки.

Если налоговая декларация представлена после истечения установленного законодательством срока, проверяющие вправе провести камеральную проверку на основе имеющихся у них документов о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации.

Кроме того налогоплательщику грозит ответственность по статье 119 НК РФ. Она применяется даже в том случае, если налог к доплате по декларации, представленной позже установленного срока, равен нулю. В этом случае налогоплательщику придется заплатить минимальный штраф в размере 1000 руб.

Руководитель налогового органа или его заместитель вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке налогоплательщика, не представившего декларацию. Эта мера воздействия используется в том случае, если налогоплательщик не представил декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока или отказался от ее представления вовсе (статьи 31 и 76 НК РФ).

В случае, если до окончания камеральной проверки имеющихся у налогового органа документов налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная проверка прекращается и начинается новая на основе представленной налоговой декларации.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Важно!

При налоговых проверках предоставить документы, подтверждающие выбор контрагента. Сделать это за минуту можно в сервисе “РНК: Проверка контрагентов”. Введите ИНН или название компании и распечатайте сформированные программой документы.

Срок камеральной налоговой проверки

Периодичность проведения камеральных налоговых проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности.

Проверка проводится уполномоченными должностными лицами отделов камеральных проверок. Специального решения руководителя налогового органа для ее проведения не требуется.

О начале проверки налогоплательщик не информируется.

О ее результатах он узнает только в том случае, если в ходе проверки были выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями (подробнее об этом ниже).

Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой отчетности, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Так, налоговая декларация, сданная 20 марта, должна быть проверена до 20 июня.

Этапы камеральной проверки

Основными этапами камеральной проверки являются:

  • проверка правильности исчисления налоговой базы;
  • проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;
  • проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;
  • проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.

На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

  • проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;
  • проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;
  • взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;
  • оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

Когда проводится камеральная налоговая проверка, налоговый орган может истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Такое право предоставляют налоговым органам статьи 31, 88 и 93 НК РФ.

Истребованы могут быть хозяйственные договоры, первичные бухгалтерские документы, бухгалтерские регистры (журналы-ордера, ведомости, главная книга и др.), счета-фактуры и т. д. Налогоплательщик, которому адресовано требование о представлении этих документов, обязан представить их в виде заверенных должным образом копий.

Отказ от представления требуемых документов или непредставление их в отведенный срок является налоговым правонарушением. Оно влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ, – штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

В ходе камеральной проверки налоговому органу может также потребоваться информация о деятельности налогоплательщика, связанная с иными лицами (например, с его контрагентами). Налоговый орган в соответствии со статьей 93.1 НК РФ вправе истребовать у таких лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, то есть провести встречную проверку.

Истребованы могут быть, к примеру, договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), счета-фактуры, платежно-расчетные документы, выписки банков по счетам и другие документы, которые имеют непосредственное отношение к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Отказ организации представить имеющиеся у нее документы со сведениями о проверяемом налогоплательщике и иное уклонение от представления таких документов признается налоговым правонарушением. Оно влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ, – штраф в размере 10000 руб. Такие же санкции налагаются и за представление документов с заведомо недостоверными сведениями.

Налоговый орган может отправить в банк мотивированный запрос о представлении справки по операциям и счетам проверяемого налогоплательщика. Банк обязан выдать такую справку в течение трех дней после получения запроса.

Помимо Налогового кодекса ответственность за непредставление в установленный срок документов или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, установлена в статье 15.6 КоАП РФ.

Она предусматривает штраф с граждан от 100 до 300 руб. и с должностных лиц организации от 300 до 500 руб.

Такие же санкции налагаются за отказ от представления перечисленных выше документов и сведений и их представление в неполном объеме или в искаженном виде.

Оформление результатов камеральной проверки

Порядок оформления результатов проверки зависит от того, выявлены ли ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями. А узнать, планируют ли налоговики в отношении вашей компании проверки можно в статье “План налоговых проверок юридических лиц на 2018 год”.

Акт камеральной налоговой проверки

В отличие от выездной проверки,  обязательное составление акта по результатам камеральной проверки Налоговым кодексом не предусмотрено. Налоговики составляют документ лишь в том случае, если были установленны ошибки.

Нарушения не выявлены:

  • камеральная проверка автоматически завершается. Если ошибок или противоречий нет, инспектор подписывает декларацию и указывает дату проверки на ее титульном листе. На этом проверка завершается.Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

Выявлены нарушения:

  • в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
  • акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
  • налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
  • в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение по проверке

Решение должно быть вынесено не позднее последнего дня срока, установленного для проведения проверки. Иными словами, не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой. Приводятся документы и иные сведения, подтверждающие данные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность.

Кроме того, указываются статьи Налогового кодекса, предусматривающие меры ответственности за конкретные правонарушения и применяемые к налогоплательщику меры ответственности. Также приводятся предложения об уплате неуплаченного или не полностью уплаченного налога, уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения, и соответствующих налоговых санкций.

В решении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой.

Приводятся документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, а также установленные в процессе производства по делу о налоговом правонарушении обстоятельства, которые исключают привлечение налогоплательщика к ответственности.

Так же, указывается пункт статьи 109 НК РФ, исключающий привлечение налогоплательщика к ответственности. Если в ходе проверки выявлена неуплата или неполная уплата налога, в решении приводятся предложения об его уплате, а также уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения.

В решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля указываются обстоятельства, вызывающие необходимость проведения этих мероприятий, а также решение о назначении конкретных мероприятий налогового контроля.

Копия решения налогового органа вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку.

Она может быть также передана иным способом, свидетельствующим о дате получения ее налогоплательщиком либо его представителем.

Если такими способами вручить решение налогоплательщику или его представителю невозможно, решение можно отправить по почте заказным письмом. Письмо считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

В десятидневный срок с момента вынесения решения налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате неуплаченного или не полностью уплаченного налога и пени.

Источник: https://www.RNK.ru/article/101208-kameralnaya-proverka-poryadok-provedeniya-i-posledstviya

Что такое камеральная налоговая проверка? – База ответов на любые вопросы

Камеральная налоговая проверка: что это такое и к каким последствиям приводит

С тем, что уплата налогов является важнейшей частью обязательств гражданина перед государством, сегодня согласны практически все.

Но когда дело доходит до расставания с деньгами, многие, что греха таить, начинают изобретать различные способы, чтобы заплатить поменьше.

Налоговым инспекторам прекрасно известны такие настроения, и одним из способов борьбы с ними является камеральная проверка, которая может быть проведена в течение трёх месяцев после получения налоговых выплат государством.

Что такое камеральная проверка?

Как известно, сумма налогов, которую необходимо заплатить, формируется на базе декларации, которую заполняет сам плательщик, а также прочих документов, которые подтверждают сведения, указанные плательщиком налогов. Проведение камеральной проверки базируется на имеющихся в распоряжении налоговой структуры декларациях. При этом:

— для осуществления проверки инспектор не выезжает по адресу плательщика, проводя её в своём рабочем кабинете;

— проверяются только данные, которые указаны в декларациях;

— для старта проверки работнику налоговой инспекции нет нужды получать специальное разрешение начальника или брать направление на ее выполнение;

— при этом проверяется сплошь вся налоговая отчётность;

— для начала проверки нет нужды в согласии плательщика либо в его присутствии.

Если проверка выявила неточности, ошибки либо нарушения в начислении суммы налога, плательщику отправляется уведомление об этом, после чего он должен либо исправить свою декларацию, либо представить пояснения, почему он посчитал свой налог именно так, а не иначе.

Свои объяснения плательщик (неважно, физлицо либо юрлицо) имеет право представить лично (в письменном виде), отослать по обычной почте или в виде файла на e-mail налогового инспектора.

Если плательщик соглашается с наличием указанных ему ошибок, он всё исправляет, подавая новую, уточнённую декларацию о налогах.

Дополнительные документы

Проверяющий может затребовать у плательщика некоторые дополнительные документы, если потребуется подтвердить предоставленные им сведения:

— в декларации фигурирует определённая сумма НДС, которую государство должно возместить;

— расчёт налога опирается на наличие у плательщика льгот;

— налог рассчитан в связи с деятельностью по использованию одного либо нескольких природных ресурсов;

— налогоплательщик участвует в инвестиционном товариществе, и декларация предоставлена по налогу на доходы физлица или на прибыль.

1. Визуальный осмотр. Проверяется правильность оформления бухотчётности, достоверность представленных реквизитов и подписей.

2. Проверка расчётов. Проверяется правильность расчёта налоговых сумм для перечисления в бюджет, обоснование использования той или иной ставки налога, льгот и базовых данных.

3. Логический контроль. Проверяется логика связи исходных и отчётных показателей, проводится сравнение с отчётностью за предыдущие периоды.

4. Сверка согласованности показателей, повторяющихся в бухотчётах и налоговых расчётах.

5. Первоначальная оценка результата. Оценивается достоверность данных, наличие сомнительных моментов и несоответствий, что может служить признаком нарушений в расчёте налога.

Полномочия налоговой службы

В ходе камеральной проверки налоговых деклараций, поданных юрлицами и физлицами, инспектор налоговой службы может:

— требовать от проверяемого дополнительные документы;

— требовать подтверждающие документы у контрагентов налогоплательщика либо других лиц, связанных с ним хозяйственной или иной деятельностью;

— допрашивать свидетелей;

— проводить экспертизу документов и другие экспертизы;

— в случае, если это требуется, привлекать к проверке переводчика и/или эксперта;

— осматривать документы и предметы, которые принадлежат налогоплательщику, но лишь с его добровольного согласия.

Результаты и последствия камеральной проверки

Если проведение камеральной проверки подтвердило правильность предоставленных в декларации данных, то она автоматически прекращается. При этом проверенному плательщику о проведении проверки и о её результате сообщать нет необходимости.

В том случае, когда нарушения в декларации налогоплательщика всё же выявлены:

— в течение дальнейших десяти дней составляется акт камеральной проверки с перечислением всех выявленных нарушений и ошибок;

— ещё пять дней законом отводится на вручение акта налогоплательщику;

— один месяц есть у плательщика, чтобы оспорить акт камеральной проверки либо внести исправленную налоговую декларацию.

Камеральной проверке могут подвергаться как юрлица и ИП, так и физлица, но с учётом присущих каждой категории плательщиков отличий и нюансов.

Источник: http://www.mnogo-otvetov.ru/finansy/chto-takoe-kameralnaya-nalogovaya-proverka/

Что такое камеральная проверка и стоит ли ее бояться – Юридический справочник бизнеса

Камеральная налоговая проверка: что это такое и к каким последствиям приводит

Проверки бизнеса сотрудниками налоговых органов часто проводятся неожиданно. Даже специалисты в области бухгалтерии и руководства, имеющие большой опыт работы, обычно чувствуют себя неуютно перед проверяющими инспекторами. Однако есть проверки, которые проводятся без посещения проверяемых организаций. Называются они камеральными.

Камеральная проверка включает в себя проверку налоговой службой бухгалтерских отчетов и налоговых деклараций, которые были сданы организациями. Проводится такая проверка согласно статье 88 Налогового кодекса РФ в течение трех месяцев после сдачи последнего документа. При этом для ее начала не требуется каких-либо распоряжений руководства налоговой службы.

В процессе камеральной проверки налоговики анализируют показатели из разных отчетных форм, сравнивают их с данными, предоставленными другими компаниями, на основании чего определяют, соблюдается ли организацией налоговое законодательство, правильно ли применяются льготы.

Порядок проведения камеральной проверки

Камеральная проверка осуществляется по месту нахождения налоговой службы, в которую налогоплательщик подал декларации и отчетность.

Как правило, налоговые инспекторы не выезжают непосредственно на место расположения организации, но это не значит, что при необходимости они не вправе это делать.

Проведение проверки проходит в несколько этапов:

  • принятие налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности от организации (внесение данных в информационную систему, автоматическая проверка контрольных соотношений);
  • осуществление проверки полноты предоставленных документов;
  • выполнение проверки своевременности подачи отчетности;
  • осуществление камерального контроля: на данном этапе сопоставляются данные налоговых деклараций и отчетов с данными за предыдущие периоды, проверяется взаимосвязь документов с бухгалтерскими отчетами и налоговыми декларациями по другим видам налогов;
  • проверка корректности исчисления налоговой базы.

Если проанализированные данные будут содержать неточности, сотрудники налоговой службы могут принять решение о проведении углубленной камеральной проверки.

В ходе углубленной проверки возможны следующие действия:

  • истребование у организации дополнительных документов;
  • проведение встречных проверок контрагентов;
  • истребование документов у третьих лиц;
  • осмотр помещений организации, выполнение других действий.

В отличие от выездных инспекций, законом не предусмотрено продление или приостановление срока проведения камеральных проверок.

Это означает, что запрашивать документы и сверять данные налоговики могут только пределах установленного трехмесячного срока.

Оформление результатов камеральной проверки

Если в ходе проверки налоговики не выявляют ошибки и неточности, они не информируют об этом налогоплательщика. В данном случае какие-либо документы, свидетельствующие о результатах проверки, не составляются. Совсем другое дело, если несоответствия или нарушения были выявлены.

При выявлении нарушений сотрудники налоговой службы составляют акт камеральной налоговой проверки по специальной утвержденной форме.

Акт состоит из следующих частей:

  • введения (общих положений);
  • описательной части (установленных фактов нарушений);
  • итоговой части (выводов налоговых органов, предложений по устранению нарушений, ссылок на статьи об ответственности).

Кроме того, составляющими частями акта можно считать приложения к документу. Отметим также, что при составлении акта должны быть учтены все обстоятельства правонарушения, в том числе, смягчающие или исключающие вину налогоплательщика.

Если это не будет сделано, решение налоговой службы может быть оспорено представителями организации в вышестоящих или судебных инстанциях.

Акт составляется не позднее десяти рабочих дней после завершения проверки. В течение еще пяти дней с момента составления акта документ должен быть передан налогоплательщику.

После этого в распоряжении организации есть один месяц для подачи возражений на полученный акт проверки (это право, а не обязанность организации).

Важность направления возражений возрастает, если у организации имеются весомые аргументы относительно выявленных нарушений.

При подготовке возражений желательно четко и кратко формулировать имеющиеся аргументы, ссылаться на законодательные акты и разъяснения Минфина РФ.

На основании всех фактов руководитель налоговой службы принимает решение о привлечении либо не привлечении нарушителя к ответственности по соответствующим статьям. Штрафные санкции для организации могут быть наложены в виде 20% от суммы неуплаченного налога или другой фиксированной суммы, установленной законодательством за те или иные нарушения.

Простые советы для прохождения проверки

Для того чтобы успешно пройти камеральную проверку, следует соблюдать некоторые условия. Так, вся отчетная налоговая документация (в том числе, ответы на запросы налоговиков) должна предоставляться в налоговую службу своевременно.

Кроме того, организация должна:

  • внимательно проверять подаваемые отчеты и декларации перед их предоставлением в налоговую службу;
  • заботиться о своем благоприятном имидже, в том числе, путем исключения работы с организациями-однодневками;
  • в случае наличия претензий со стороны налоговиков иметь обоснованные аргументы и обоснования по их существу.

Результаты камеральной проверки зависят от многих факторов, поэтому не стоит ее недооценивать.

Так, на результаты проверки влияет:

  • качество и полнота предоставленных документов (в том числе документов, подтверждающих налоговые льготы организации);
  • компетентность проверяющих сотрудников;
  • сложности толкования гражданского и налогового законодательства.

Если налоговое законодательство неукоснительно соблюдается организацией, бояться налоговиков не стоит. Главное – следить за тем, чтобы все необходимые документы всегда были в порядке.

Источник: http://bizjurist.com/nalog/kameralnaya-proverka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.